«МТС Юрент» купила белорусского разработчика электросамокатов

Российская компания купила белорусского разработчика электросамокатов и софта Eleven. Эксперты оценивают сделку в 600‒800 млн руб., отмечая, что это очень перспективное вложение.

«МТС Юрент», развивающая одноименный сервис аренды самокатов, купила белорусскую Eleven, которая занимается разработками в сфере микромобильного транспорта, сообщил РБК представитель российской фирмы. Речь идет о покупке интеллектуальной собственности и разработок Eleven.

На базе Eleven «МТС Юрент» создаст центр, который займется разработкой электросамокатов и других видов шерингового транспорта, а также программного обеспечения и зарядной инфраструктуры. Сотрудники Eleven продолжат работать в объединенной компании. В 2025 году планируется представить обновленную модель самоката, а также локализовать производство в России.

Среди российских игроков в сфере шеринга в принципе нет независимых компаний, которые имеют такой уровень наработок, как Eleven, пояснил РБК представитель «МТС Юрент». Кроме того, разработки Eleven «проверены в эксплуатации в шеринговом бизнесе».

Компания не раскрывает сумму сделки. Инвестдиректор фонда SK Capital Сергей Соболев оценивает стоимость всего бизнеса Eleven в $6–8 млн (600–800 млн руб.).

РБК направил запрос в Eleven.

Зачем нужна сделка

Сергей Соболев назвал эту инвестицию правильной и долгосрочной, учитывая, что Москва поощряет локализацию производства и обсуждает преференции для локальных производителей в виде дополнительных квот на парк самокатов. Команда Eleven, по словам Соболева, остается одной из наиболее сильных с точки зрения компетенций в R&D. «Они всегда разрабатывали свои самокаты и одни из первых обсуждали с Москвой локализацию производства на территории технопарка «Москва», — пояснил Соболев.

Создание R&D-центра на базе Eleven открывает перспективы для разработки собственных моделей и локализации ключевых компонентов: батарей, зарядной инфраструктуры и софта, объясняет руководитель группы продаж «Альфа-Капитала» Александр Абрамян. «Для компании это возможность снизить себестоимость и повысить маржинальность, особенно на фоне растущего спроса на шеринговые сервисы. Если «МТС Юрент» сможет реализовать эти планы, то перспективы у их бизнеса выглядят довольно убедительно», — предполагает эксперт.

В перспективе трех—пяти лет такое вложение может помочь сэкономить «МТС Юрент» сотни миллионов, возможно, миллиарды рублей на капитальных расходах при закупке новых самокатов и комплектующих, считает глава отраслевого издания «Трушеринг» Юрий Николаев. Полностью локализовать производство очень сложно и дорого, частично в России локализовано производство несложных компонентов и расходников. По мнению Николаева, «МТС Юрент» вряд ли интересовала пользовательская база, количество самокатов или выручка Eleven. «У Eleven получилось не только разработать и запустить производство собственных самокатов, компонентов и программного обеспечения, но и обкатать их в реальных условиях, — поясняет Николаев. — «МТС Юрент» — большой игрок на рынке шеринга самокатов в России, за плечами которого стоит огромная корпорация. С такими ресурсами команда Eleven сможет делать продукт, максимально отвечающий запросам рынка, быстрее и качественнее».

Сейчас в России используются в основном импортные самокаты, преимущественно китайские, в том числе произведенные по заказу шеринговых компаний. «Сервисное обслуживание и ремонт самокатов игроки рынка берут на себя. Тут возможны различные сокращения расходов на обслуживание парка самокатов при наличии своей R&D-лаборатории и сервисных инженеров», — рассуждает Сергей Соболев. Он пояснил, что наиболее частая поломка в самокатах — повреждения тормозного тросика или замена колес, что не требует наличия в штате высококлассных специалистов. А самая дорогостоящая деталь в самокате — батарея, ее ремонт требует более квалифицированных специалистов. «Если у «Юрента» и новой команды получится своими силами разработать BMS-систему (Battery Management System, электронная плата, которая устанавливается на аккумуляторную батарею для контроля процесса ее заряда. — РБК) и повысить эффективность батарей хотя бы на 10–20%, это значительно скажется на эффективности бизнеса», — отметил Соболев.

По мнению директора Ассоциации операторов микромобильности Ксении Эрдман, проблема локализации заключается в недостатке местных производителей для ключевых узлов самокатов. «Операторы проката занимаются только арендой, им невыгодно углубляться в производство. Например, потребность для самокатов измеряется миллионами штук, и это может стать прибыльным направлением для производителей, но найти подходящего партнера пока не удается», — указала Эрдман. Локализация должна касаться не только мелких деталей, но и ключевых компонентов, таких как рамы и системы управления. «Если у «Юрента» получится реализовать локализацию на таком уровне, это будет большим достижением. Однако на данный момент их модель самоката требует доработки, чтобы стать конкурентоспособной», — отметила Эрдман.

Однако Александр Абрамян напоминает, что использование импортных самокатов делает сервисы зависимыми от возможности новых поставок и валютных курсов. Но построить сопоставимые с китайскими производственные мощности в России очень дорого, поэтому игроки рынка не стремятся к таким капитальным вложениям и продолжают закупки там, где это экономически обоснованно.

С 2023 года «Яндекс» в своем сервисе аренды самокатов использует устройства, разработанные компанией на платформе израильской Wind (группа объявила о покупке последней в 2021 году).

Екатерина Шокурова

Тематики: Финансы

Ключевые слова: МТС, слияние поглощение, Электросамокаты