В 2019 г. началась реформа законодательства, которое регламентирует применение электронной подписи (ЭП) в России. К тому времени, как отметил коммерческий директор "Актив" Дмитрий Горелов, выступая на конференции "Практика применения электронной подписи в России", уже сформировалась критическая масса пользователей ЭП. Этот процесс начала ФНС, но затем, оценив скорость и удобство, ЭП начали использовать участники торгов, а затем бизнес и государство. Большим драйвером внедрения также стало расширение практики маркировки продукции. К одной только системе ЕГАИС по отслеживанию оборота алкоголя подключено более 500 тысяч рабочих мест.
Заместитель генерального директора "РТЛабс" Антон Мелузов обратил внимание на то, что ЭП начали использовать и физические лица. Основные сценарии применения касались операций с недвижимостью, регистрации бизнеса, сдачи всех видов отчетности, а также регистрации актов гражданского состояния, включая заключение и расторжение брака.
Советник генерального директора - начальник удостоверяющего центра "Газинформсервис" Сергей Кирюшкин назвал обратной стороной популяризации ЭП рост злоупотреблений и мошенничества, и ряд таких случаев вызвал широкий общественный резонанс. Прежде всего, речь шла о сделках по купле-продаже недвижимости, о которых собственник узнавал в последнюю очередь. Другой распространенный сценарий касался регистрации на реальных людей фирм-однодневок, которые использовались для разного рода серых и черных схем (обналичивание, фиктивный возврат НДС). Были примеры блокирования тендеров, когда недобросовестные конкуренты использовали утерянные или украденные ключи ЭП, не давая компаниям участвовать в торгах. Устранение причин, которые приводили к таким злоупотреблениям, и инициировали реформу законодательства, регламентирующего использование ЭП.
Как отметил Сергей Кирюшкин, первоочередной мерой стало усиление требований к удостоверяющим центрам и повышение их ответственности. И в целом совершенствование законодательства было направлено на то, чтобы поднять доверие к ЭП. Коммерческий директор SafeTech и сооснователь Nopaper Дарья Верестникова назвала целью реформы защиту от дурака и жулика.
Антон Мелузов назвал среди новых мер усиление процедуры идентификации. Получить сертификаты ЭП за других теперь невозможно. Зато узаконена удаленная идентификация, например, через ЕСИА или портал госуслуг. Исполнительный директор Департамента по работе с государственным сектором ПАО Сбербанк Максим Букин также обратил внимание на то, что на портале госуслуг любой человек или компания на специальном разделе может получить информацию обо всех ЭП, которые на него оформлены, и заблокировать подозрительные, причем делать эту процедуру надо регулярно.
Также в ходе реформы, как напомнил Дмитрий Горелов, была введена машиночитаемая доверенность (МЧД). Первоначально введение МЧД законодатели запланировали на 1 января 2023 г., но затем этот срок был перенесен на 1 сентября. При наличии МЧД от компании или индивидуального предпринимателя сотрудники смогут подписывать документы личной ЭП. Предъявлять бумажную доверенность, которую для ИП к тому же приходилось заверять у нотариуса, будет не нужно. В итоге, по мнению Дмитрия Горелова, руководители и собственники быстрее придут к тому, что ключ ЭП компании должен быть один, и его надо держать у себя, что позволит осознать ценность ЭП и поднять доверие к ней.
Директор по развитию "КриптоПро" Павел Смирнов также назвал очень важным новшеством появление понятия удаленной подписи. Под ее определение подпадают облачные и мобильные ЭП. Пока их применение ограничено неквалифицированными ЭП, но с появлением подзаконных актов, выход которых ожидается уже в течение первого полугодия 2023 г., возможно будет применение и квалифицированных ЭП. Среди этих документов вендоры особенно ждут порядка сертификации соответствующего оборудования и ПО от ФСБ, в ведении которого находится оборот криптографических средств, применение которых обязательно для работы с квалифицированной ЭП.
Яков Шпунт