Регтех (буквально — «регулирование технологий») станет одной из приоритетных задач ЦБ на ближайшие пять лет, заявила 13 июля на XXVI Международном финансовом конгрессе председатель Банка России Эльвира Набиуллина. По ее словам, дигитализация в финансовой сфере — появление финтех-компаний, внедрение big data, работа с открытыми интерфейсами, клауд-компьютеринг (облачные технологии), использование сложных математических моделей в системе управления рисками, системе принятия кредитных решений и т. д.— создает значительный объем рисков, которые будут иметь не финансовую, а именно технологическую природу. «Наша задача — выработать единые стандарты работы с базами данных, требования к качеству данных, к применяющимся моделям, к аутсорсингу данных и информационной безопасности»,— подчеркнула она.
Приоритетные задачи анонсированного регтех-подхода пока не сформулированы. «Мы находимся на стадии изучения новых технологий и областей, где они могут применяться»,— подчеркнула зампред ЦБ Ольга Скоробогатова. По ее словам, необходимо понять, как «новые риски проявятся в бизнес-моделях, которые банки и некредитные финансовые организации выстроили и будут строить».
При этом для выявления и классификации потенциальных технологических рисков уже используется площадка ассоциации «Финтех». По словам главы ассоциации, гендиректора группы QIWI Сергея Солонина, одним из возможных направлений работы по созданию системы регтеха является международное взаимодействие, ведь некоторые страны продвинулись в этом вопросе немного дальше, чем Россия. Например, в Великобритании компании финтех-отрасли разделяют на чисто технологические, не имеющие непосредственного доступа к деньгам, и те, что занимаются хранением, эмиссией, переводами электронных денег. «В соответствии с тем, к какой группе относится компания, применяются и стандарты»,— поясняет сооснователь блокчейн-платформы Wirex Дмитрий Лазаричев. Основное требование — обеспечение защиты информации о клиентах, сделках и т. п. По словам господина Лазаричева, «к регулированию второго типа компаний добавляется еще и финансовый контроль. И для ведения этой деятельности нужно соответствовать определенным требованиям, получать лицензию и прочее».
Участники рынка, уже активно работающие в сфере финтеха, согласны, что регулирование и стандартизация рынку необходимы. Вопрос лишь в мере их применения. По словам председателя правления Национального расчетного депозитария (НРД) Эдди Астанина, регулирование должно идти за практикой. «Сначала практика, а потом регулирование переводит ее в нормальный законодательный формат, как сейчас государство намерено поступить с криптовалютами»,— считает он. По словам господина Лазаричева, стандартизация подходов и документов должна разрабатываться либо самим регулятором, либо при его непосредственном участии, а проводить аудит должны специализированные компании или агентства.
Как подчеркнула госпожа Скоробогатова, регулированием новых рисков с большой долей вероятности будут заниматься уже существующие надзорные подразделения ЦБ. Но, по мнению директора по продуктам процессингового центра PayOnline Марии Горячевой, сейчас технологические риски успешно регулируются самими участниками рынка. Технологический прогресс обусловлен требованиями рынка и является драйвером конкуренции, которая терпит влияние государства лишь до определенного момента, считает она, «государственные стандарты важны, но рынок может защитить себя самостоятельно, без постоянного контроля извне».
Мария Сарычева