Global Telecom Holding (GTH; 51,9% принадлежит Vimpelcom) продала 100% Telecel Globe Limited за $65 млн. Об этом говорится в сообщении Vimpelcom. Telecel владеет оператором U-COM в Бурунди и Telecel CAR в ЦАР. Покупателем выступила телекоммуникационная группа Econet Wireless Global Ltd., оказывающая услуги в нескольких странах, в основном в Африке. "Мы заявляли ранее, что будем анализировать наши активы на предмет их будущей стоимости для группы. Решение продать компании в ЦАР и Бурунди — результат этого процесса",— приводятся слова финансового директора Vimpelcom Андрю Дэвиса в сообщении. В сделку не вошла "дочка" Vimpelcom в Зимбабве.
В первом квартале 2013 года, когда Vimpelcom впервые сообщила о намерении продать активы в ЦАР и Бурунди, в качестве их покупателя называлась Niel Telecom. Эта компания не смогла закрыть сделку, отмечается во вчерашнем сообщении.
По итогам второго квартала Vimpelcom обслуживала 220,6 млн мобильных абонентов. Выручка — $5,067 млрд, EBITDA — $2,076 млрд. LetterOne (управляет средствами "Альфа-групп", вырученными от продажи ТНК-BP) владеет 56,2-процентной экономической и 47,9-процентной голосующей долями компании, норвежская Telenor — 33% и 43%, соответственно.
Африканские активы появились в портфеле Vimpelcom в 2011 году в результате объединения с Wind Telecom египетского бизнесмена Нагиба Савириса. Сделка позволила оператору увеличить абонентскую базу почти до 200 млн клиентов и выйти на шестое место в мире по этому показателю. В то же время долговая нагрузка оператора значительно выросла (по итогам второго квартала этого года чистый долг превышал $23 млрд). В итоге компания вынуждена была выйти из нескольких активов. В 2012 году Vimpelcom продала дочерние структуры во Вьетнаме и Камбодже, а в апреле этого года договорилась о продаже 51% алжирской Orascom Telecom Algerie (бренд Djezzy), сохранив возможность консолидировать компанию в своей отчетности, а также операционный контроль. В сентябре этого года компания объявила о продаже доли в Globalive Wireless Management Corp., оказывающей услуги сотовой связи 600 тыс. абонентов в Канаде. Среди проблемных активов оператора значилась и его итальянская "дочка" Wind Telecomunicazioni. В конце 2013 года Financial Times сообщала, что одним из вариантов решения проблемы долгов Vimpelcom может стать продажа итальянской компании (тогда на нее приходилось $14 млрд долга). Но впоследствии Wind договорилась о рефинансировании. Как заявлял ранее представитель Vimpelcom Артем Минаев, компания готова участвовать в консолидации итальянского рынка. Наконец, ранее появлялась информация, что компания также рассматривает возможность выхода из Лаоса и Зимбабве. Вчера господин Минаев отказался комментировать планы компании в отношении этих рынков.
Продажа активов в ЦАР и Бурунди не отразится на показателях Vimpelcom, поскольку они слишком маленькие, отметил аналитик ФК "Уралсиб" Константин Белов. По итогам второго квартала на Telecel приходилось менее 0,5% выручки ($24 млн с учетом выручки "дочки" в Зимбабве) и 0,9% абонентской базы оператора (0,4 млн абонентов в ЦАР и 1,6 млн — в Бурунди). С учетом последних сделок география Vimpelcom снизилась до 14 стран. Наиболее крупными по абонентской базе для оператора являются "дочки" в России (25,5% абонентской базы), Пакистане (17,6%), Бангладеш (13,5%), на Украине (11,5%), в Италии (9,9%), Алжире (7,9%), Казахстане (4,4%) и Узбекистане (4,7%).
Анна Балашова