Доля пополнений электронных кошельков Qiwi безналичным способом в 2018 году впервые превысила 50%, следует из годового отчета Qiwi. В 2015 году этот показатель составлял 15%, в 2016-м — более 25% и продолжал стабильно расти, указывает компания. Такую тенденцию там связывают с продолжающимся сокращением собственных и сторонних терминалов и «общим рыночным трендом по цифровизации платежей». В 2014 году общее число киосков и терминалов Qiwi равнялось 181 тыс. и ежегодно снижалось примерно на 9–10 тыс., дойдя до отметки в 143 тыс. в прошлом году. «Переход от наличной оплаты к оплате кредитными и дебетовыми картами, а также электронному банкингу может снизить рыночную долю и объемы платежей и оказать существенное неблагоприятное влияние на бизнес»,— предупредила Qiwi. Представитель Qiwi сообщила “Ъ”, что компания будет поддерживать терминалы, пока на них остается спрос. «Мы также не исключаем, что в будущем сама по себе терминальная бизнес-модель эволюционирует и на основе данной инфраструктуры появятся другие сервисы, как, к примеру, постаматы»,— заключила представитель компании.
О росте безналичных платежей в экономике ранее отчитывался Банк России. В 2017 году доля таких трансакций составляла 39,6%, в прошлом году она достигла 56%, а за этот год доля вырастет еще на 10 п. п., прогнозирует регулятор. В «Яндекс.Деньгах» также фиксируют рост доли безналичных операций пополнения своих электронных кошельков. В дальнейшем популярность офлайн-пополнения кошельков будет снижаться ввиду удобства и выгоды онлайна, уверены в пресс-службе сервиса.
Еще когда Qiwi выходила на IPO в 2013 году, она позиционировала себя как «кошельковая», а не «терминальная» компания, так что стратегия Qiwi устойчива к спаду в этом сегменте, считает Виктор Достов, председатель ассоциации «Электронные деньги». «Терминалы будут уходить вместе с наличной экономикой, но понятно, что стопроцентного обезналичивания экономики не будет»,— рассуждает эксперт. По его словам, терминалы будут активнее сокращаться в Москве и Петербурге, но сохранятся на периферии, где будут обслуживать «небанковское население, например мигрантов», прогнозирует эксперт. Изначально «терминальные» же компании, вероятно, смогут в будущем попробовать себя в интернет-эквайринге и интернет-процессинге и на этом пытаться продержаться, допускает господин Достов. Сети терминалов также обслуживают ряд компаний, включая «Элекснет» и Cyberplat, представитель последней не ответил на запрос “Ъ”.
С точки зрения развития продукта акцент Qiwi все-таки смещается больше в электронные кошельки или, скорее, в более сложные платежные решения, указывает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. По его словам, терминальная сеть стала менее привлекательной для Qiwi, но еще достаточно важной «с точки зрения инфраструктуры».
Дмитрий Шестоперов