Предварительная заявка Facebook на IPO на NASDAQ и NYSE была опубликована вчера на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США. По данным The Wall Street Journal, IPO может состояться уже весной, диапазон оценки 100% Facebook — от $75 млрд до $100 млрд. Объем размещения может составить $10 млрд. Таким образом, IPO Facebook станет крупнейшим среди интернет-компаний и более масштабным, чем выход на биржу Google Inc. в 2004 году, когда поисковик привлек $1,9 млрд, исходя из оценки компании в $23 млрд. Второе по величине IPO в 2011 году провел российский поисковик "Яндекс", привлекший $1,3 млрд при оценке в $8 млрд.
При максимальной оценке пакет основателя сети Марка Цукерберга (28,2% акций) может стоить $28,2 млрд, а пакет второго крупнейшего акционера Accel Partners (11,4%) — $11,4 млрд. DST Global Юрия Мильнера и Алишера Усманова на сегодняшний день владеет 5,5% Facebook, то есть 5,4% акций класса B (десять голосов на одну акцию) и 31,4% акций класса A (один голос на акцию), следует из опубликованных документов. Этот пакет в свое время обошелся DST примерно в $900 млн, сейчас он стоит до $5,5 млрд. Ранее считалось, что совокупная доля DST Global и Mail.Ru Group в Facebook может составлять до 10%. Доля Mail.Ru Group в документах Facebook не считается аффилированной с DST Global и не раскрывается, так как составляет меньше 5%, но в отчете Mail.Ru Group по итогам 2010 года указывалось, что компании принадлежит 2,33% Facebook. Источник, знакомый с ситуацией, заверяет, что DST Global не продавал акций Facebook, а фигурировавшая оценка совокупной доли в 10% "не являлась официальной".
Как следует из документов, по итогам 2011 года на счетах Facebook было $3,9 млрд наличных и их эквивалентов. Выручка компании в 2011 году увеличилась на 88%, до $3,711 млрд, а чистая прибыль — на 65%, до $1 млрд. Таким образом, выручка оказалась меньше, чем $4,27 млрд, прогнозировавшихся аналитиками компании eMarketer. Доходы от рекламы обеспечили Facebook 85% всей выручки, или $3,154 млрд, увеличившись на 69% по сравнению с 2010 годом. Остальные $557 млн компания заработала на трансакциях между пользователями и разработчиками приложений на платформе социальной сети, то есть оплате виртуальных товаров. Этот сегмент доходов увеличился более чем в пять раз по сравнению с $106 млн в 2010 году.
Учитывая подогреваемый интерес к компании, Facebook способна разместиться по максимальной планке, однако после успешного размещения акции таких компаний зачастую падают в цене, указывают аналитики ИК "Русс-Инвест": так, котировки акций "Яндекса" снизились на 46% (с $38,84 за расписку в первый день торгов до $20,65 по состоянию на вчера), Groupon — на 18% (с $26,11 до $21,49), LinkedIn — на 23% (c $93,86 до $72,37). Вслед за Facebook на биржу выйдут еще несколько компаний сектора, которые также смогут разместиться достаточно успешно, что подтянет котировки уже торгующихся бумаг сектора на период нескольких лет, предполагают в своем информационном письме аналитики "Уралсиб Кэпитал".
Павел Белавин, Владислав Новый, Евгений Хвостик