В промежуточном финансовом отчете Naspers Limited от 26 ноября говорится, что компания приобрела в октябре 2,6% Mail.ru за $26 млн, увеличив свою долю в интернет-компании почти до 33%. Директор по инвестициям Naspers Марк Сорур подтвердил эту информацию, но отказался назвать продавца. "У нас было соглашение о возможности увеличения нашей доли в Mail.ru. Я не исключаю, что со временем мы еще увеличим свою долю. Но об этом говорить рано",-- рассказал господин Сорур. В отчете говорится, что за шесть месяцев этого года (завершились 30 сентября) ежемесячная аудитория Mail.ru выросла с 29,7 млн до 35,3 млн пользователей, которые просматривают 4,3 млрд страниц в месяц. Число пользователей почты Mail.ru за отчетный период возросло с 25,6 млн до 30,7 млн. В Mail.ru вчера отказались от комментариев.
Naspers владеет активами в Европе, Азии и Северной Америке, основной бизнес сосредоточен в ЮАР. Компании принадлежит крупнейший информационный онлайн-портал в ЮАР News24. В 2007 финансовом году (завершился 31 марта) выручка Naspers составила $19,5 млрд, чистая прибыль -- $2,2 млрд.
Mail.ru -- провайдер интернет и коммуникационных услуг для русскоязычного населения во всем мире. По оценке ИК "Финам", выручка в 2007 году составит $60-65 млн, EBITDA margin -- около 30%.
Среди сравнимых по масштабам сделок в рунете можно упомянуть только покупку 48% доли Rambler Media холдингом "Проф-Медиа" за $235-300 млн, по экспертным оценкам, и приобретение 30% Mail.ru холдингом Naspers, о котором было объявлено в январе. Тогда африканская компания заплатила $165 млн, то есть весь Mail.ru оценили в $550 млн. В январе акции были куплены у двух собственников Mail.ru -- российской компании Digital Sky Technologies (владела контрольным пакетом Mail.ru) и американского инвестфонда Tiger Global Management. После сделки они остались миноритариями Mail.ru.
Участники рынка сошлись во мнении, что Naspers не переплатил. "Mail.ru растет в ногу с рынком и даже обгоняет его,-- говорит гендиректор 'Ашманов и партнеры' Игорь Ашманов.-- Рынок интернет-рекламы каждый год удваивается, и в этом году его объем составит в районе $400 млн. Логично, что при такой конъюнктуре ведущие интернет-порталы стремительно дорожают". Директор центра инвестиций в высокие технологии ИК "Финам" Элина Юрина добавила, что в этом году выручка Mail.ru вырастет более чем в два раза до $60-65 млн, а EBITDA составит порядка $20 млн -- то есть компания показывает, что может не только собирать аудиторию, но и зарабатывает на ней.
"Инвесторы верят, что Mail.ru сможет эффективно монетизировать свою аудиторию, поэтому мультипликатор EV / EBITDA (капитализация / EBITDA) у компании равен 50",-- говорит госпожа Юрина. В "Финаме" отмечают, что по данному показателю Mail.ru приблизился к флагманам российского фондового рынка -- генерирующим компаниям, выделенным из РАО "ЕЭС России" (к примеру, у ОГК-5 аналогичный мультипликатор составляет около 61). Зато EV / EBITDA американской Google -- всего 35.
Управляющий директор инвестиционного подразделения Altimo А1 Андрей Терехов объясняет, что "финансовые инвесторы переплачивают за интернет-ресурсы в разы, так как в большей массе другие сектора бизнеса, например сотовая связь, уже сформированы и бурная динамика роста не предвидится". Госпожа Юрина считает, что в этом году на скупку интернет-активов в России будет потрачено примерно $2 млрд против $1,5 млрд годом ранее. "Инвесторы сейчас покупают интернет-активы, исходя в большей степени из величины аудитории, а не финансовых показателей. Оценка социальной сети Facebook в $15 млрд -- тому подтверждение",-- рассуждает о ценообразовании на рынке совладелец AdWatch Лев Глейзер. Он уверен, что если бы Mail.ru была публичной компанией, ее стоимость "могла бы составить и $1,5 млрд".
Александр Малахов, Сергей Соболев