Международная платежная система Mastercard с 23 апреля 2022 года изменит комиссии за денежные переводы с карты на карту между физическими лицами, которые будут зависеть от подключения банков к ее платформе Mastercard Transfer Hub. Этот сервис позволяет переводить денежные средства по простым идентификаторам — номеру телефона, адресу электронной почты или ID-аккаунту в социальных сетях. Бюллетень с новыми условиями Mastercard разослала банкам в январе. РБК ознакомился с документом, его подлинность подтвердили три источника на платежном рынке. Получение документа подтвердили в Почта Банке и банке «Зенит». Представитель Mastercard отказался от комментариев.
Mastercard установила нулевые комиссии для банков за подключение и использование платформы Mastercard Transfer Hub, а также ввела комиссии за переводы, которые банк получателя денег должен будет платить банку отправителя. Если банк отправителя не подключен к платформе, то комиссия для банка получателя составит 0% за перевод; если банк отправителя подключен, а банк получателя нет, то последний заплатит 0,2%; если подключены оба банка, то банк получателя заплатит банку отправителя 0,015%.
Два источника РБК сообщили, что ранее у платежной системы не было нулевых или сниженных комиссий за переводы по номеру телефона, адресу электронной почты или аккаунту в соцсети. Кроме того, по их словам, сейчас банки платят за обращение к Mastercard Transfer Hub, когда в переводе участвует их карта.
Mastercard пошла на смягчение условий, чтобы конкурировать с Системой быстрых платежей — платформой переводов по номеру телефона, запущенной ЦБ, говорят источники РБК на рынке. Mastercard хочет сделать собственную платформу привлекательнее для банков и мотивировать их подключать карты клиентов к переводам по простому идентификатору, объясняет один из собеседников РБК. «Держатели карт могут самостоятельно зарегистрироваться в системе, но Mastercard рассчитывает, что банки будут включать этот пункт в договор при выпуске новых карт и автоматически присоединять всех клиентов к Mastercard Transfer Hub», — рассказал один из собеседников. По его словам, платформа была запущена еще в 2016 году, но пока не пользуется популярностью. Также, по мнению старшего вице-президента, директора по инновациям Почта Банка Анастасии Масленниковой, снижая тарифы, Mastercard рассчитывает на симметричное снижение банками комиссий для клиентов за переводы с карты на карту.
«Сервис платформы Mastercard Transfer Hub, с точки зрения клиента-отправителя, похож на сервис переводов Системы быстрых платежей: в качестве идентификаторов получателя используется номер телефона, адрес электронной почты или аккаунт в социальной сети (в частности, «ВКонтакте» и «Одноклассники». — РБК)», — объясняет представитель банка «Зенит». По словам одного из источников, Mastercard Transfer Hub хранит все мобильные номера клиентов, привязанные к карточному счету. Средства можно перечислить на карты Mastercard, Maestro или Visa.
Получить деньги можно на карты любых банков, как зарегистрированных в системе, так и не зарегистрированных. Если карта клиента зарегистрирована, то перевод придет на нее. Если нет, то получатель получит ссылку в сообщении на номер телефона, в почте или аккаунте социальной сети. При переходе по ссылке надо ввести полученный код, а затем указать номер карты и принять перевод. Интерфейс платформы может быть встроен в соцсети или мобильные приложения банков.
В отчетностях за 2021 год Mastercard и Visa сообщили о рисках их работы на локальных рынках из-за появления новых игроков. Это может снизить доходы международных платежных систем и даже выдавить их из страны. В Visa прямо заявили, что речь идет о России, где в 2018 году появилась СБП, а в 2015 году — национальные карты «Мир».
Платежные системы создают новые сценарии переводов, стремясь конкурировать с Системой быстрых платежей, говорит начальник управления «Переводы» в ВТБ Алексей Хранилов. «Основной фокус сейчас направлен на возможность проводить транзакции по номеру телефона — сегодня уже всем очевидно, что такая опция оказалась более удобной и востребованной у пользователей. Второй вектор — это стимулирующие условия по тарифам, чтобы сделать операцию более выгодной для клиента», — рассуждает он. Доля СБП в переводах между физлицами в ВТБ уже превышает 60%.
СБП действительно становится серьезным инфраструктурным проектом, который меняет бизнес-модели классических безналичных платежей, говорит руководитель направления исследований центра «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея. По его мнению, на ценообразование и привлекательность предложения влияет не только конкурентная среда, но и спектр предлагаемых услуг. Поэтому если в MasterHub будет дополнительный функционал, то это может быть привлекательным даже в условии наличия комиссий. «Более того, с точки зрения долгосрочной стратегии, согласно планам, тарифы СБП не будут нулевыми с середины 2022 года. Это также позволяет МПС конкурировать даже с наличием комиссий», — считает Кривошея.
Новая модель комиссий от Mastercard будет выгодна для тех банков, у которых большой поток исходящих платежей, то есть для крупных госбанков с зарплатными проектами, говорит один из собеседников РБК на платежном рынке. Для тех же банков, у которых большой объем входящих переводов, предложенные изменения Mastercard не позволят сильно сэкономить, подчеркивает он.
В 2021 году в некоторых крупных российских банках переводы через СБП уже обогнали переводы через другие каналы. ЦБ рассчитывает, что в 2023 году доля переводов в СБП в структуре всех межбанковских переводов будет составлять 25% (по количеству). По состоянию на март она находилась на уровне 15%, более поздних данных Банк России не публиковал. На 1 февраля 2022 года к СБП было подключено 211 банков. Их клиенты совершили через систему более 1,1 млрд операций на сумму свыше 6,5 трлн руб.
Евгения Чернышова