Услуга «Черный список» позволяет абоненту создать список телефонных номеров, прием звонков от которых нежелателен. В «Черный список» можно добавлять мобильные, городские, областные, междугородные и международные телефонные номера: ограничения существуют только для формата ввода номера – длина от 11 до 15 цифр. При этом максимальное количество номеров в «Черном списке» – 300. При звонке на номер с подключенной услугой «Черный список» с номера, являющегося запрещенным, для вызывающего абонента включается автоинформатор: «Неправильно набран номер, пожалуйста, проверьте правильность набора номера и перезвоните».
Для подключения услуги необходимо набрать на своем телефоне *130# или отправить пустое сообщение на бесплатный номер 5130. Услуга подключается после подтверждения абонентом с помощью повторной отправкой SMS-команды или выбора «Продолжить» в меню USSD-сессии. После подтверждения можно вносить номера в «Черный список». Создание, просмотр и редактирование «Черного списка» осуществляется с помощью SMS и USSD запросов. Услуга отключается автоматически после удаления последнего номера из списка или удаления списка всех номеров, при этом абонент получает SMS-уведомление об отключении услуги. Подключение услуги и добавление номеров в список бесплатны, ежемесячная абонентская плата за использование «Черного списка» составляет 30 рублей (с учетом НДС). При этом абонентская плата за пользование услугой списывается не единовременно, а ежедневно равными долями. Отметим, что действие услуги «Ноль проблем» не распространяется на услугу «Черный список»: при нулевом или отрицательном балансе звонки с номеров, внесенных в «Черный список» будут поступать на Ваш телефон.
Москва – не первый регион, в котором «МегаФон» реализует услугу «Черный список»: аналогичный сервис еще прошлой весной стартовал в сети «МегаФон – Северный Кавказ». Интересно, что и в линейке «МегаФон-Москва» уже есть сервис, позволяющие ограничить входящие вызовы – «Запрет вызовов». В ее рамках можно запретить или ограничить нежелательные звонки с помощью интерфейса телефона или с помощью услуги «Сервис-гид». Запрет распространяется не на конкретный номер, а на тип вызова: любые входящие, входящие вызовы при нахождении за границей. При осуществлении операции через оператора абонентской службы взимается плата в размере 10 рублей.
Напомним, что «МегаФон-Москва» в последнее время очень активно вводит дополнительные сервисы. Так, собственно услуга «Ноль проблем» была запущена тоже не так давно – в июне 2007 года (см. новость короткой строкой от 13 июня 2007 г.). Услуга «Ноль проблем» подключается всем абонентам сети «МегаФон - Москва» автоматически, без абонентской платы и платы за подключение. В ее рамках абоненты могут получать входящие звонки и SMS-сообщения даже в том случае, если баланс их мобильного счета исчерпан. Абоненты тарифов «Лайт» («Домашний», «Мобильный», «Единый» и др.) могут принимать входящие SMS-сообщения в роуминге – внутрисетевом и международном. При нулевом или отрицательном балансе счета сохраняется возможность принимать входящие звонки с любых мобильных и городских номеров, а также текстовые сообщения. Максимальный срок действия услуги «Ноль Проблем» составляет 90 дней. Чуть позже, в середине октября «МегаФон-Москва» вывел на рынок сервис «Позвони мне». Эта услуга предоставляет возможность бесплатно отправить сообщение абоненту любого мобильного оператора России с просьбой перезвонить. Услуга бесплатно предоставляется всем абонентам сети «МегаФон – Москва» и не требует подключения или дополнительных настроек (см. новость от 16 октября 2007 г.).
Что касается других операторов сотовой связи Московского региона, то непосредственно услугу «Черный/белый список» предоставляет только «Скай Линк». Она позволяет ограничить входящие местные и междугородние вызовы с определенных телефонных номеров, заранее внесенных в соответствующий список. Услуга работает в одном из двух режимов, которые не могут быть активны одновременно: «Черный список» (система не пропускает на мобильный телефон входящие вызовы с номеров, внесенных в черный список) или «Белый список» (система пропускает на мобильный телефон входящие вызовы только с тех номеров, которые внесены в белый список).
Другие игроки рынка предлагают абонентам возможность запретить входящий вызов, но несколько в другом формате. Так, «Билайн» предоставляет абонентам услугу «Запрещение вызовов», которая также предлагает, в том числе, и ограничение входящих вызовов. Однако она позиционируется оператором как сервис для тех, чьим телефоном пользуется кто-то еще. Кроме того, запрещение вызовов происходит по групповому принципу, т.е. можно запретить принимать все входящие вызовы и все входящие вызовы при нахождении в роуминге – запрещение приема вызова какого-либо одного абонента не предполагается. Также данный сервис позволяет ограничить различные виды исходящих вызовов.
В линейке ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в Московском регионе также есть опция «Запрет вызова». Она позволяет устанавливать запрет на совершение или прием абонентом вызовов определенного типа. С помощью данной услуги можно установить запрет на все исходящие звонки, исходящие международные звонки, исходящие международные звонки, за исключением адресованных в «домашнюю» страну, все входящие звонки, а также все входящие звонки при нахождении в роуминге.
Отметим, что собственно функция «Черный список» может быть реализована и непосредственно в мобильном терминале абонента: в рамках данной функции можно также избавиться от вызовов с определенного номера. При этом звонящий в зависимости от модели телефона адресата либо услышит короткие гудки («занято»), либо вызов будет «сброшен». Кроме того, существуют программы, которые восполняют отсутствие данной функции – например, CallFilter или BlackListCaller.