Аргументы против
Минэкономразвития посчитало предложенные поправки недостаточно обоснованными. В отзыве отмечается, что проект содержит избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц или способствует их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов предпринимателей и бюджета страны.
Под указанное в поправках определение «цифровой платформы» может быть подведена почти любая электронная площадка в интернете, включая сайты туроператоров, банков, страховых компаний, различные агрегаторы и др., где продавцы и покупатели могут взаимодействовать, говорится в отзыве. Под их взаимодействием могут пониматься и размещение объявлений, рекламы, и непосредственно купля-продажа товаров и услуг. Не определено и то, о каких покупателях идет речь — конечных потребителях или продавцах, оптовиках.
В документе нет пояснения, что такое «рынок взаимозаменяемых услуг», как будут определяться его границы и доля той или иной компании на нем, непонятно, каким образом можно подсчитать выручку «цифровой платформы» и определить ее доминирующее положение.
Также Минэкономразвития раскритиковало введение понятия «сетевой эффект», так как непонятно, как ФАС будет подсчитывать влияние сетевых эффектов на изменение ценности товаров для потребителей. Введение института «доверенного лица», как указано в отзыве, является «необоснованным и спорным». Неясно, что именно должно делать такое лицо и как оно будет взаимодействовать с антимонопольным органом. Из законопроекта следует, что «доверенное лицо» в ходе работы может получить доступ к коммерческой тайне компании, в отношении которой выносится предписание, а принудительное разглашение такой тайны без согласия субъекта невозможно.
Минэкономразвития считает избыточным продление рассмотрения сделок с «трансграничным характером» на три-пять лет. Это может привести к тому, что компании откажутся от совершения подобных сделок вообще, что отрицательно скажется на привлечении зарубежных инвестиций в Россию и может привести к исчезновению в стране отдельных товарных рынков.
Выдача принудительных лицензий на результаты интеллектуальной деятельности уже регулируется Гражданским кодексом, поэтому дополнительное регулирование в Минэкономразвития также считают лишним.
Неурегулированный рынок
ФАС опубликовала первую версию пятого антимонопольного пакета в марте этого года, а в августе представила уточненный документ. Хотя отдельные инициативы, вошедшие в законопроект, рассматривались еще в 2013 и 2014 годах — например, предложение о возможности признания монополистами владельцев прав на результаты интеллектуальной деятельности. Однако они были раскритикованы деловым сообществом и предпринимательскими объединениями и в итоге не были реализованы.
Как рассказал РБК заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин, помимо оценки регулирующего воздействия на портале Regulation.gov.ru дискуссия по проекту ведется также в рамках работы над программой «Цифровая экономика». «Законопроект обсуждается в рабочих группах «Антимонопольное регулирование» и «Нормативное регулирование». С момента публикации законопроекта уже прошло несколько обсуждений. В 20-х числах будет завершающая дискуссия с экспертным сообществом», — уточнил он.
Руководитель антимонопольной практики Bryan Cave Leighton Paisner Russia Николай Вознесенский говорит, что в обсуждении пятого антимонопольного пакета активно принимали участие традиционные игроки, поскольку поправки включают части, касающиеся не только цифровых рынков, но также экономконцентрации, ответственности за создание картелей. В частности, Минэкономразвития в своем отзыве указало, что учитывало замечания и предложения от компаний «Мосводоканал», «Газпромнефть», «РуссНефть», «ЕвразХолдинг», ЛУКОЙЛ и др. «Технологические компании не так активно высказывали свое мнение в отзывах, скорее всего, потому, что считают позицию уже выраженной — весной Mail.Ru Group писала письмо (на имя премьер-министра России Дмитрия Медведева. — РБК) со своими претензиями к новому законопроекту», — отметил Вознесенский. По его словам, даже среди критиков пятого антимонопольного пакета нет позиции, согласно которой антимонопольное регулирование для новых цифровых рынков не нужно вообще. «Вопрос скорее в том, каким оно должно быть. Есть те, кто критикует новое антимонопольное законодательство, они хотят больше свободы для ИТ-компаний — по их мнению, нужно меньше регулирования. А есть те, кто опасается монополий со стороны международных компаний, — они хотят больше регулирования. Однако речи об отсутствии регулирования вообще не идет, так как для цифровых рынков нужны дополнительные нормы, которые бы конкретизировали для них общие положения антимонопольного законодательства», — заключил Вознесенский.
Представители крупнейших российских интернет-компаний — Mail.Ru Group и «Яндекса» — отказались от комментариев.
Евгения Баленко
Что предлагает пятый антимонопольный пакет