Вчера правительство опубликовало постановление об информационной системе "Электронный бюджет" — документ подписан Дмитрием Медведевым 30 июня. "Каждый сможет увидеть, какие программы и проекты финансируются за счет бюджета и внебюджетных фондов, оценить эффективность расходов",— заявил вчера премьер на заседании правительства, добавив, что это позволит повысить финансовую грамотность населения. Отметим, что создание такой информационной системы должно способствовать и экономии расходов государства на управление общественными финансами за счет сокращения ненужных госслужащих — однако пока темпы строительства "электронного государства" опережают предлагаемые темпы сокращения госвакансий.
Создание электронного бюджета предусмотрено госпрограммой "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" — на соответствующую подпрограмму (она рассчитана на 2013-2020 годы) выделяется 14,8 млрд руб. (на 2015 и 2016 годы приходится по 1,7 млрд руб.).
Как следует из материалов Минфина, электронный бюджет должен стать центральной частью информационной системы в сфере управления госфинансами. Он будет взаимодействовать с ранее созданными реестром федерального имущества, порталами госуслуг, электронных торгов и других. Участниками системы станут сам Минфин, операторы, субъекты системы (органы и компании--получатели бюджетных средств, работающие с ним) и пользователи (граждане и компании).
В открытом доступе будет размещаться информация о плановых и фактических финансовых результатах деятельности участников бюджетного процесса, включая органы местного самоуправления и компании, которые получают средства из казны. По задумке Минфина электронный бюджет будет состоять из единого портала бюджетной системы, централизованных и сервисных подсистем. Все участники бюджетного процесса должны будут обмениваться документами, используя при этом усиленные квалифицированные электронные подписи.
Создание и развитие электронного бюджета рассчитано на три этапа. В 2011-2014 годах разработчики проектировали систему и подсистемы и занимались модернизацией уже имеющихся информационных баз. Сейчас электронный бюджет находится на второй стадии (2015-2017 годы) — она включает разработку подсистем управления доходами, расходами, денежными средствами, долгом и финансовыми активами, учета и отчетности, финансового контроля и информационно-аналитического обеспечения. На 2018-2020 годы запланировано создание оставшихся подсистем (управление нефинансовыми активами и кадрами). Пока портал работает в тестовом режиме.
Единая электронная база заметно облегчит работу экспертов с бюджетом, полагает Елена Пенухина из ЦМАКПа — "сейчас документы привозят в нескольких коробках". Важен и доступ к приложениям с расчетами, к примеру, сборов того или иного налога — такая база существенно упростит работу ведомств с документом, отмечает она. Необходимо согласовать систему с текущими программами, с электронными госзакупками и базами данных казначейства, считает заведующий кафедрой госрегулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов. "Это требует своеобразного политического консенсуса, согласования интересов разных структур, к примеру, до сих пор необходимо отдельно регистрироваться в Пенсионном фонде и ФНС, так что это не самый простой процесс",— подчеркнул он. По словам эксперта, такой опыт уже есть на уровне регионов, например, в Москве. "В мировой же практике электронный бюджет — это часть электронного правительства, больше всего в этом преуспели маленькие страны вроде Эстонии, Новой Зеландии",— говорит господин Климанов.
Первый вице-президент "Опоры России" Владислав Корочкин заявил "Ъ", что "идею сделать бюджет прозрачным можно только поприветствовать", но отметил, что создание электронной версии главного финансового документа вряд ли сделает его более понятным.
Евгения Крючкова, Татьяна Едовина, Дарья Николаева