Розничная сеть потребительской электроники «М.Видео» объявила о приобретении своего конкурента – сети «Эльдорадо». Сумма сделки составит до 45,5 млрд руб без учета долговых обязательств «Эльдорадо». Покупка будет осуществлена через «дочку» «М.Видео» - компанию «М.Видео менеджмент».
Сделка должна быть одобрена внеочередным собранием акционеров «М.Видео», о созыве которого уже заявила компания. Миноритарные акционеры «М.Видео», которые на предстоящем собрании акционеров проголосуют против данной сделки, смогут предъявить к выкупу принадлежащие им акции по цене 401 руб за одну ценную бумагу.
«М.Видео» объединяет 424 магазина в 169 городах России. «Эльдорадо» владеет 400 магазинами в 200 городах. Контролирующим акционером «М.Видео» является группа «Сафмар», принадлежащая бывшему владельцу «Бин-банка» Михаилу Гуцериеву. Группе принадлежат 57,7% акций «М.Видео». Оставшиеся 42,3% акций находятся в свободном обращении на Московской бирже.
В том числе 9,4% акций «М.Видео» принадлежат пенсионному фонду «Будущее», 5,8% - акций входящему в группу «Сафмар» пенсионному фонду «Доверие». Владельцем 100% акций «Эльдорадо», которые сейчас покупает «М.Видео», является также группа «Сафмар» - то есть сделка происходит между родственными структурами. В связи с этим одобрения от Федеральной антимонопольной службы на осуществление данного слияния не потребуется.
В течении последних нескольких лет «Сафмар» активно скупала крупные розничные сети по продаже потребительской электроники. В 2015 г была приобретена сеть «Техносила», а затем – и сеть «Эльдорадо». Продавцом последней выступила чешская PPF.
В конце 2016 г «Сафмар» приобрела 57,7% акций «Эльдорадо» за $726 млн (44,5 млрд руб по курсу на соответствующую дату). Продавцом выступил основатель, президент и гендиректор «М.Видео» Михаил Тынкован, который продолжил руководить компанией после ее продажи.
После этого пошли разговоры о возможном объединении трех сетей. «Сафмар» планировал создать компанию «Сафмар Ритейл» для управления тремя сетями, но эти планы не были реализованы. Также за прошедшее время «Сафмар» отказалась от бренда «Техносила».
После нынешней сделки бренд «Эльдорадо» сохранит свое существование. Управлять объединенной компанией продолжат Александр Тынкован и главный операционный директор Энрике Фернандес.
Для осуществления текущей сделки «М.Видео» намерена привлечь в размере 40 млрд руб. После этого кредитный портфель компании будет составлять 47 млрд руб. Ожидается, что на конец 2018 г соотношение чистого долга к показателю EBITDA (прибыль до уплаты налогов, процентов по кредитам и расходов на амортизацию) у «М.Видео» составит 1,5. К концу 2020 г этот показатель снизиться до 0,5.
Также ожидается, что к 2022 г совокупная выручка объединенной компании составит 450 млрд руб. Рентабельность по показателю EBITDA составит 6%. Синергетический эффект от объединения «М.Видео» и «Эльдорадо» в 2018-20 гг составит до 18 млрд руб при одновременном удвоении объединенных показателей EBITDA и чистой прибыли в течении ближайших пяти лет.
«Розничный рынок в целом и непродовольственный сегмент в частности в настоящее время проходят через глубокую трансформацию и консолидацию, обусловленную процессами глобализации, развития онлайн торговли и ростом зависимости от технологий и интернета, - заявил Александр Тынкован. - Объединенная компания позволит нам более гибко откликаться на меняющиеся потребности и предпочтения потребителей, учитывая их географию и национальные особенности. Мы планируем развивать компанию и инвестировать в передовые технологии с целью дальнейшего повышения качества обслуживания, обеспечивая при этом широкую линейку товаров».
Отметим, что «М.Видео» и «Эльдорадо» уже не раз обсуждали слияние друг с другом. В 2011 г речь шла об обмене акциями между тогдашними владельцами данных сетей – Александром Тынкованом и PPF соответственно. Контроль над объединенной компанией планировала получить PPF, но стороны не смогли прийти к консенсусу.
В 2013 г переговоры начались снова. Тогда уже «М.Видео» собиралась приобрести «Эльдорадо». Федеральная антимонопольная служба, рассматривая ходатайство об осуществлении данной сделки, выставило условие: объединенная компания должна будет продать часть своих магазинов в 35 регионах, включая Москву, Московскую область, Татарстан и Краснодарский край. В результате сделка так и не состоялась.