«Желтые страницы» попали в переплет

Компания «Желтые страницы», издающая телефонные справочники в обеих столицах и ряде регионов, по сведениям, которые сейчас активно распространяются в Интернете и СМИ, находится на пороге управленческого кризиса. Его причиной стал конфликт между персоналом и топ-менеджментом компании, который сопровождается крупными увольнениями, уже принесшие, по инсайдерским оценкам, убытки в размере около 90 млн рублей.

ООО «Желтые страницы» создано на базе сразу нескольких издательских домов, приобретенных инвестиционным холдингом «Восток-Нафта» через свою шведскую «дочку» Kontakt East Holding AB. Первым объектом покупки этой компании в конце 2005 года стали две компании «Эниро Рус М» в Москве и «Эниро Рус С» в Петербурге, которые были объединены единым владельцем – международным издателем Eniro. Эти фирмы издавали телефонные справочники «Желтые страницы. Москва» и Kontakt! соответственно. Кроме того, «Эниро Рус М» управляло и рядом региональных аналогичных изданий. Кроме того, новому акционеру перешел и популярный домен yellowpages.ru. Итоговая сумма сделки составила 5 млн евро. В прошлом году Kontakt East Holding стал также владельцем компании Yellow Pages International (YPI), которая тоже занималась изданием справочников в столицах – это «Желтые страницы Столица» и «Желтые страницы Санкт-Петербург». Продавцом выступил оффшор Symbister, которому эти активы отошли от американской компании Metromedia, в свое время владевшей также рядом телекоммуникационных активов в России.

Сделка по приобретению YPI завершилась в августе 2007 года. Следующим шагом новых владельцев стало объединение различных компаний в единую структуру и назначение топ-менеджеров. Так, в октябре этого года на свет появилось ООО «Желтые страницы» с двумя крупными офисами в Москве, Петербурге, а также с представительствами в Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Ульяновске, Казани, Екатеринбурге (эти города достались в наследство от Eniro) и Перми (в этом городе YPI в свое время был приобретен местный актив, см. новость spbIT.ru от 20 декабря 2006 г.). При этом в Петербурге в качестве базы был взят офис YPI с соответствующим упразднением бренда Kontakt!, а в Москве – офис «Эниро Рус М», а бренд «Желтые страницы Столица» был также закрыт. Что касается руководства, то предыдущий генеральный директор «Эниро Рус М» Александр Смолин был смещен с занимаемой должности. Президентом объединенной компании стал Рик Мейси, который ранее занимал должность главного исполнительного директора YPI, а генеральным директором «Желтых страниц» стал Кирилл Стародубов. Напомним, что Рик Мейси является одним из наиболее известных западных топ-менеджеров в петербургском телекоммуникационном бизнесе, который также занимался развитием своего проекта по проведению бизнес-тренингов «Академия» (см., например, новость spbIT.ru от 30 мая 2006 г.).

По прошествии нескольких месяцев, как стало известно на днях, объединенная компания подошла вплотную к управленческому кризису, причиной для которого стал затяжной конфликт между коллективом издательского дома (в основном московского офиса, где основной костяк составляют выходцы из «Эниро Рус М») и новыми топ-менеджерами, и в целом можно говорить о том, что работники объявили бойкот своим управленцам.

Как рассказал корреспонденту нашего издания источник в «Желтых страницах» (по его словам, он представляет мнение более 90 % работников коллектива), проблемы начались еще в период объединения офисов, когда команды присоединяемых компаний были фактически уволены – в Петербурге был таким образом сокращен персонал «Эниро Рус С», а в Москве – YPI. Кроме того, со стороны топ-менеджмента последовал еще ряд непопулярных управленческих шагов. В частности, компанией был приобретен проект yell.ru за $18 млн, что многим аналитикам кажется завышенной ценой (можно отметить, что это произошло после IPO Kontakt East Holding, когда появились свободные средства). Кроме того, «Желтые страницы» отказались от сотрудничества с Google и также намеревались порвать отношения с «Яндексом» (совместный проект «Яндекс.Адреса»). Другие шаги: закрытие издания «Планета Скидок» и проекта «Бизнес-Навигатор», замораживание развития телефонного справочного центра. Кроме того, компания перенесла бухгалтерский отдел в Петербург и намеревается поменять текущую типографию в Австрии на подрядчика в Дании. Что касается кадровой политики, то, как свидетельствует источник, за осень из компании уволилась треть сотрудников (после объединения их насчитывалось более 400), большая часть которых проработали в компании более 5 лет – в том числе весь бухгалтерский отдел в Москве, около 20 консультантов, несколько супервайзеров, бригадир телеоператоров, бизнес-тренер компании и директор по продажам. В декабре ушла одна из ключевых фигур компании – директор по продажам, которая занималась объединением офисов, забрав при этом команду менеджеров по продажам. По словам источника, процесс увольнения не прекращается, и в ближайшее время станет известно об уходе еще ряда сотрудников, включая менеджеров по продажам, представителей дизайнерского отдела и отдела производства. По подсчетам инсайдеров, убытки только от ухода персонала составили около 90 млн рублей. При этом, по данным на 15 января, обороты компании снизились в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (при том, что рентабельность бизнеса до объединения составляла 10 - 15 %).

Примечательно в этой ситуации, что о конфликте за пределами компании стало известно благодаря активным действиям представителей коллектива. В частности, в «Живом журнале» появилась страница, посвященная этой ситуации (по словам ее автора, размещенные там материалы просмотрело более 100 тыс. человек). Здесь, помимо уже изложенных выше фактов, можно узнать, что личность Рика Мейси привязана к сайентологическому движению, и, кроме того, обоим топ-менеджерам предъявляются обвинения в чрезмерных корпоративных тратах. По словам источника, коллектив пытался организовать встречу с представителями «Нафты-Восток», но безуспешно. В ближайших планах инициативной группы – подать несколько заявлений о нарушениях в области трудового законодательства, в частности, по факту назначения штрафов, отмены учебных отпусков и т. д. В других планах группы на февраль – проведение пресс-конференции в Москве.

Со стороны топ-менеджмента компании и представителей ее владельцев получить внятные комментарии не удалось. В частности, г-н Стародубов на момент подготовки материала был недоступен. Пресс-секретарь «Восток-Нафты» Роберт Эрикссон отметил, что в лондонском офисе компании о сложившейся ситуации пока неизвестно. Гендиректор Kontakt East Holding Филипп Энгельберт прокомментировать ситуацию также не смог, правда, отметил неэтичность, на его взгляд, размещения такой информации в Интернете. Рик Мейси отметил, что сейчас в компании проводится определенная работа и в ближайшее время будут сделаны анонсы для прессы.

Текущий конфликт осложняется спорами за домены yp.ru и yellowpages.ru, чья посещаемость составляла до 400 тыс. уникальных человек в сутки. По неподтвержденным сведениям, в свое время они были зарегистрированы на компанию, принадлежащую уволенному топ-менеджеру г-ну Смолину, который передал домены третьему лицу Margarita Ltd. В итоге компания «Желтые страницы» осталась без доменов и электронной почты. На завтра, 17 января 2008 года, назначено заседание арбитражного суда, на котором нынешнее руководство компании будет пытаться отсудить домены обратно.

Напомним, что сейчас основным конкурирующим изданием для «Желтых страниц» являются справочники с аналогичным названием, которые издаются издательством «Пресском», аффилированным со «Связьинвестом».

P.S. После публикации статьи на адрес редакции пришел комментарий от руководства Kontakt East Holding, приводится в оригинальном виде:

Kontakt East is very involved in the development of Yellow Pages. During the autumn of 2007 we have created the leading Yellow Pages company in Russia. In that process we are optimizing business and re-branding our company. The absolute most part of this has been done successfully. Of course not everybody can be satisfied with all changes. The current management has done an excellent job in executing the merger plan and at the same time trying to accommodate and respect individual needs. We have full confidence that 2008 will be the best year ever for Yellow Pages and its employees.

Рубрики: Маркетинг, Кадры, Регулирование, Web

Ключевые слова: маркетинг, концепции маркетинга, веб-интерфейс, веб-сайт, фиксированная связь, операторы фиксированной связи, рынок фиксированной связи, Яндекс, онлайн, финансы, электросвязь, слияние поглощение, оценка стоимости бизнеса, инвестиции, иностранные инвестиции, прямые инвестиции, управление инвестициями, инвестирование, инвестор, инвестиционный портфель, финансирование, привлечение инвестиций, вложение денег, управление инвестиционными проектами, продвижение, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Казань, ПФО, Татарстан, Москва, Moskva, Petersburg, Moscow, Петербург, программы лояльности, Ульяновск, блог, продажа, выручка, Поволжье, Московская область