Музейный саммит в "Архангельском": Современные технологии сохранности коллекций для ведущих музеев России

7 августа в музее-усадьбе "Архангельское" прошел музейный саммит "Современные технологии сохранности уникальных музейных коллекций", посвященный высококачественному сканированию хранимых музейными учреждениями живописных полотен и возможностям информационно-поисковых систем, автоматизирующих сверку-наличие коллекций с учетной документацией.
Организаторы саммита – "Архангельское" и корпорация "Электронный Архив" (ЭЛАР) – собрали руководителей, хранителей и сотрудников более двадцати ведущих музеев России. Узнать о передовых технологиях сохранности коллекций пришли представители Государственного Русского музея, Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", Гохран России, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Центрального музея Вооруженных Сил, ГМЗ "Царицыно", Центрального музея Великой Отечественной войны, Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника и других. Приехали и региональные музейные учреждения, такие как: Государственный музей заповедник "Петергоф", Самарский областной художественный музей, музей-заповедник "Дмитровский Кремль", Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник и ряд других.

В ходе саммита участники ознакомились с технологиями сохранности музейных коллекций, представляемыми корпорацией "Электронный Архив". Акцент выступавших был сделан на новейшую технологию высококачественного сканирования живописных полотен, пока используемую только ведущими музеями нашей страны.

Даная технология обеспечивает поточный перевод произведений живописи и графики в высококачественные цифровые изображения, полностью пригодные для последующего репринта, целей реставрации и электронной архивации. Опыт применения технологии показал, что копия, полученная в результате высококачественного сканирования, точно передает цвета, геометрию, детали, фиксирует и проявляет фактуру произведения, что в совокупности создает достоверное ощущение наблюдения оригинала.

Об опыте применения технологии рассказала заместитель директора по учету и хранению музея-усадьбы "Архангельское" Людмила Владимировна Гринева. Усадьба – единственное в мире учреждение, где сохранились кулисы итальянского декоратора Пьетро Гонзаго. И не удивительно, что в "Архангельском" стали разрабатываться планы по воссозданию театра декораций Гонзаго. Однако, созданные в начале 18 в., кулисы пришли в достаточно ветхое состояние, и руководством музея-усадьбы было принято решение создать копии кулис путем сканирования. Размер кулис, в среднем составляющий 8х1,5 м, не позволял применять стандартные методы оцифровки. И тогда специально под данный проект корпорацией "Электронный Архив" была разработана технология сканирования крупноформатных полотен. Было проведено высококачественное сканирование комплекта кулис "Малахитовый зал", и теперь воссоздание спектакля декораций носит вполне осуществимый характер.

О возможностях современных технологий, помогающих облегчить труд музейных работников, также говорил заведующий отделом информатики ГМИИ им. А.С. Пушкина Лев Яковлевич Ноль. Имея прямое отношение к современным информационным технологиям, он на собственном опыте рассказал о том, как меняется работа музейщиков после внедрения наполненных реальными образами информационно-поисковых систем, насколько легче становится проводить сверку-наличие музейных коллекций с учетной документацией, так как этот процесс становится автоматизированным.

С приветственным словом к участникам обратилась руководитель Департамента по работе с музеями корпорации "Электронный Архив" Людмила Владимировна Морозкина. Она отметила устойчивый рост интереса к проводимым компанией мероприятиям, несмотря на то, что большинство музеев "прекрасно знают компанию и предлагаемые ею услуги".

В рамках саммита выступили специалисты ЭЛАР, подробно рассказавшие о возможностях технологии высококачественного сканирования, об оборудовании, на котором осуществляются работы. Преобразование в цифровой вид производится непосредственно с оригинала без промежуточного фотографирования на сканерах ЭЛАР ПауэрСкан. Сканирование происходит с оптическим разрешением 300 точек на дюйм, в режиме проявления фактуры живописи, с полным контролем цветопередачи и сохранением цифровых ICC-профилей. Выступления докладчиков были подкреплены наглядными экспозициями картин-оригиналов и их копий, а также копии крупноформатной схемы-плана музея-усадьбы "Архангельское" 1818 года, полученных посредством технологии высококачественного сканирования. Однако ключевой демонстрацией семинара стали отсканированные копии кулис Гонзаго, которые все участники саммита смогли увидеть во время экскурсии в усадебный театр.

Завершилось мероприятие активным обсуждением представленных технологий.


Опубликовал: Игорь Плотников (info@ict-online.ru)

Рубрики: Маркетинг

Ключевые слова: маркетинг, акция, мероприятия, конференция, тарифы