Почтовый закон обрастает поправками

Минкомсвязи рассчитывает, что законопроект "О почтовой связи" будет принят во втором и третьем чтениях на весенней сессии Госдумы. Доработка документа продолжается, особое беспокойство госорганов вызвали предложения министерства ввести реестр недобросовестных операторов почтовой связи и вопросы государственного регулирования тарифов.

Об этом рассказал вчера заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев на заседании экспертного совета по развитию почтовой отрасли при министерстве.

"После первого чтения, которое состоялось в марте 2014 г., к законопроекту поступило более 700 поправок. И январь, и февраль 2015 г. пройдут в серьезных обсуждениях на всех площадках: и в открытом правительстве, и в Госдуме, и на многих других, чтобы процесс был публичным", - отметил чиновник, положительно оценив ход принятия закона. Концепция развития почтовой отрасли также будет готова в ближайшее время - либо в этом году, либо в начале следующего, добавил Евраев.

По его словам, нынешние изменения в законопроект "О почтовой связи" касаются семи вопросов: почтовой лицензии, абонентских почтовых ящиков, обязательных (универсальных) услуг почтовой связи, госзнаков почтовой оплаты, недискриминационного доступа к услугам "Почты России" (так называемого назначенного оператора), Государственной электронной почтовой системы (ГЭПС) и социальных гарантий для сотрудников "Почты России".

Рассказывая о поправках, которые ведомство предлагает внести в законопроект, директор Департамента отраслевых проектов Минкомсвязи Алексей Доронкин заметил, что существующий механизм лицензирования работает неэффективно. "Нынешние лицензионные условия позволяют любой организации очень легко стать оператором почтовой связи. Есть ряд компаний, которые на рынке так себя ведут. При сложностях в работе они могут самостоятельно приостановить действие лицензии, либо лицензия аннулируется по решению суда. После этого, даже на следующий день, компания имеет право получить лицензию по новой", - недоволен он.

В связи с этим Минкомсвязи предложило ввести в закон понятие реестра недобросовестных операторов связи. "В этот список мы включим информацию об операторах, лицензии которых аннулированы по решению суда. Компании, которые попадут в реестр, не смогут заниматься почтовой деятельностью в течение трех лет. В реестр также попадут и сведения об учредителях таких компаний", - объяснил Доронкин. Фирмы, которые самостоятельно аннулируют действие лицензий, будут вправе претендовать на получение повторной лицензии только через два года, говорит он. По оценке Минкомсвязи, в России выдано около 500 лицензий на почтовые услуги. "Реестр позволит очистить рынок от недобросовестных компаний", - уверяет глава Департамента отраслевых проектов.

Предложение о реестре вызвало резкое неприятие у заместителя начальника управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Елены Заевой. "Реестр представляет собой существенное ограничение гражданских прав. Кроме того, это очень серьезные репутационные риски для компаний, которые появятся в списке", - подчеркнула она. По мнению Заевой, введение реестра приведет к тому, что в России не останется лицензиатов почтовой связи. В качестве наказания за нарушение лицензионных условий представитель ФАС предложила увеличить штрафы и величину возмещения для потребителей.

Михаил Евраев с аргументами антимонопольного ведомства не согласился. "Нормы, действующие сейчас, порождают недобросовестную конкуренцию. Введение подобного реестра должна была предложить именно ФАС, а не министерство", - сказал он, напомнив, что лицензия у оператора аннулируется, только если он не выполнил предписание Роскомнадзора об устранении нарушений.

Замминистра также обратил внимание на то, что законопроект вводит понятие "обязательные услуги почтовой связи". Евраев пояснил, что это синоним универсальных услуг почтовой связи: к ним относятся пересылка простых и заказных почтовых карточек, писем, бандеролей, посылок, осуществление почтовых переводов. Виды, категории и тарифы на пересылку таких отправлений подлежат государственному регулированию, их устанавливает правительство России.

Однако Минкомсвязи предложило вывести тарифы на массовую рассылку из-под государственного регулирования, потому что это коммерческий сегмент. "Большой вопрос, что относить к этой рассылке, а что нет", - отметил Алексей Доронкин. Ведомство предлагает считать массовой рассылкой такую, когда один субъект в течение дня отправляет более 1500 единиц корреспонденции.

Начальник Управления по регулированию Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Ирина Пищик осудила эту инициативу. "Чем отличается почтовое отправление обычного юридического лица от почтового отправления госоргана? Почему мы даем преференции для государственных органов, когда известно, что и юрлица, и госорганы, и физические лица пользуются равными правами на доступ к услугам связи?" – выразила недовольство Пищик. Она предположила, что в случае принятия такого положения почтовые тарифы для частных компаний повысятся.

По мнению Ирины Пищик, основной убыток почты связан не с низкими тарифами, а с низкими объемами оказания услуг. Об этом говорит и председатель комитета по почтовой логистике Национальной ассоциации дистанционной торговли Игорь Зубов. По его словам, только во время празднования Нового года в Японии объем почтовых услуг составил 4 млрд писем. В России за весь 2013 г. было гораздо меньше отправлений, отметил Зубов. Представитель "Почты России" уточнил репортеру ComNews, что годовой объем почтовых услуг по итогам 2013 г. составил 2,5 млрд писем.

Минкомсвязи также намерено внести в почтовые услуги юридически значимый электронный документооборот (ГЭПС). "Со временем все органы власти перейдут на электронную отправку писем. ГЭПС также должна стать обязательной для компаний с государственным участием", - отметил Михаил Евраев. Что касается граждан, то они смогут выбрать между электронными и бумажными письмами.

12 марта 2014 г. Госдума в первом чтении приняла проект закона "О почтовой связи", реформирующий отрасль. Михаил Евраев тогда напомнил, что ныне действующий закон был принят еще в 1999 г. За прошедшие 15 лет рынок почтовых услуг серьезно изменился, отмечал замминистра. Среди задач нового документа он выделил три: повышение качества услуг, их доступность населению и развитие рынка.

Елизавета Титаренко

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: Министерство связи, Почта России