Холдинг X5 Retail Group N.V. - крупнейшая в России по объемам продаж продуктовая розничная компания, работающая под брендами «Пятерочка» и «Перекресток». На 31 декабря 2007 года компания включала 674 собственных магазина «Пятерочка» формата «мягкий дискаунтер» (в Москве расположено 309 из них), также 179 собственных супермаркетов «Перекресток» в Центральном регионе России и на Украине, включая 105 магазинов в Москве, и 15 собственных гипермаркетов. Число франчайзинговых магазинов на территории России и Казахстана составляло 688.
Политика развития X5 Retail Group базируется на высоких темпах роста сети магазинов при сохранении гибкости реагирования на изменения рыночной ситуации. В таких условиях качество оперативного и стратегического управления географически распределенной структурой компании выходят на первый план. Для решения этой задачи X5 Retail Group выбрала специализированное приложение SAP for Retail. «Необходимость внедрения современного инструмента управления для нас была очевидна. Управление компанией подобных масштабов и холдинговой структуры, как X5 Retail Group, становится невозможно без применения передовых информационных технологий», – прокомментировал выбор директор по управлению информационными технологиями Х5 Retail Group Теймур Штернлиб. По итогам тендера, результаты которого X5 Retail Group подвела в феврале 2008 года, данное решение будет внедрено совместно с консультантами GMCS. Это первый опыт сотрудничества сторон.
«В наших рекомендациях по созданию новой системы управления X5 Retail Group мы будем основываться на накопленной нами проектной экспертизе и собственных ноу-хау, разработанных консультантами GMCS в ходе автоматизации торговых компаний, например, это наработки GMCS на базе решения SAP POS Data Management. Видение проекта клиентом совпадает с нашей позицией, а выбор в пользу решения SAP соответствует матричной структуре приоритетных решений, разработанной GMCS для компаний различных отраслей», – отметил президент компании GMCS Михаил Романов. Напомним, что POS Data Management отвечает за агрегацию данных с точек продаж с глубиной вплоть до чека – для передачи информации используется еще одно приложение от SAP – PIPE (все эти данные также доступны бизнес-пользователям через SAP Business Warehouse). Благодаря SAP POS Data Management пользователи системы могут оперативно получать обновленную информацию по остаткам товаров, а также данные о розничных и оптовых продажах всей сети.
Как рассказали в пресс-службе интегратора, концептуально проект разделен на несколько этапов. Планируется, что в рамках первого этапа, который уже начался, совместная команда специалистов X5 Retail Group и GMCS автоматизирует управление товародвижением. Работы пройдут в Москве, в процессе будут задействованы до 10 консультантов интегратора. В планах – завершение первой стадии внедрения SAP for Retail до конца 2009 года. Информация о том, сколько в системе откроется пользовательских мест, пока не озвучивается. В GMCS уточнили, что SAP for Retail будет интегрирован с POS-cистемами магазинов и рядом существующих внутренних систем клиента. Выполненные работы послужат базой для реализации последующих этапов внедрения системы SAP, включая расширение функционала финансового модуля, внедрение модуля планирования и т.д. По оценкам X5 Retail Group, совокупные инвестиции в реализацию первого этапа проекта могут составить порядка $35 млн.
Подводя итоги 2007 года, представительство компании SAP в России и странах СНГ назвало сделку по продаже ПО X5 Retail Group в числе крупнейших в 2007 году (см. новость от 17 марта 2008 г.).
Напомним, что аналогичный проект был реализован GMCS в 2007 году в компании «Техносила». Основой информационной системы этого заказчика также стало решение SAP for Retail (на базе SAP ERP 6.0). К середине декабря 2007 года система «Техносилы» охватывала основные бизнес-процессы сети, связанные с закупками и сбытом, учетом товародвижения, а также финансовым и управленческим учетом, было установлено 5 основных модулей и лицензировано около 200 рабочих мест. Первый и основной этап внедрения отраслевого решения обошелся заказчику в $7 млн. (см. новость от 12 декабря 2007 г.).
X5 Retail Group сотрудничает и с другими ИТ-компаниями. Так, в марте 2007 года было объявлено о заключении между X5 Retail Group, Microsoft и «Крок» соглашения по программе лицензирования Microsoft Enterprise Agreement, которое предусматривало поставку и установку лицензионных версий новых продуктов Microsoft во всех подразделениях X5 Retail Group в течение 3 лет. Стоимость контракта составила более $3 млн. Программа лицензирования распространяется на все системное программное обеспечение, используемое на рабочих станциях, контрольно-кассовых машинах и серверах компании и позволяет постоянно обновлять и ежегодно добавлять в соглашение новые продукты. «Данное соглашение не первый, но один из крупнейших контрактов по корпоративному лицензированию в секторе розничной торговли за последнее время. Мы надеемся на длительное сотрудничество с этой компанией», - отметил директор по работе с сетями розничной торговли «Крок» Дмитрий Токар.
В 2006 году специалистами OXS для X5 Retail Group была создана система централизованного управления складами компании «Перекресток». Использование системы позволяет значительно сократить затраты на логистику товаропотоков за счет обеспечения консолидации информации различных распределительных центров вне зависимости от типа программного обеспечения, используемого внешними и внутренними операторами. Архитектура системы содержит алгоритмы, позволяющие проводить инвентаризацию и выверку данных по складам внешних логистических операторов и рассчитывать себестоимость товара, хранящегося на внешнем складе. Осуществленная в ходе проекта интеграция системы управления складами c WMS-системой на базе Microsoft Dynamics AX, функционирующей в компании «Перекресток» более 5 лет, позволила полностью закрыть автоматизацию задач логистики заказчика. Проект длился 8 месяцев. Промышленная эксплуатация системы централизованного управления складами началась в январе 2007 года. К тому времени в созданной системе работали все сотрудники службы управления товарными запасами, задействованные в процессе закупки, распределения и отгрузки товара в трех распределительных центрах компании «Перекресток» (РЦ «Шолохово», РЦ «Павельцево» и РЦ «Овощи-фрукты»).
Известно также, что данный заказчик имел опыт взаимодействия с компаниями i2 СНГ и SCM-SG по внедрению WMS-систем Infor Global Solutions.