В основе услуги технология радиосвязи ближнего действия Near Field Communication (NFC), которая позволяет расплачиваться за покупки проведя телефоном близко к кассовому аппарату. Деньги на счет продавца поступают в течение нескольких секунд. Абоненту для подтверждения покупки достаточно ответить на пришедшее USSD-сообщение. Тест услуги начнется в аптечной сети в Санкт-Петербурге, рассказал руководитель департамента развития дистанционных и почтово-банковских услуг Связь-банка Антон Тарасов. По его словам, средства будут списываться с банковского счета. «Но в коммерческой эксплуатации средства могут быть списаны как с банковской карты, так и непосредственно с телефонного счета», — говорит г-н Тарасов. Для этого придется обеспечить абонентов SIM-картами со встроенными NFC-микрочипами. «Пока неясно, кто будет заниматься изготовлением этих устройств в России, так как только недавно были утверждены стандарты микрочипов в Европе», — продолжает он.
Если пилотные проекты будут реализованы успешно, новое технологическое решение «МегаФон» обещает запустить в коммерческую эксплуатацию уже к концу 2008 года. «Насколько успешен проект, мы поймем, когда увидим анкеты абонентов, тестирующих услуги. Есть и объективные критерии оценки — это критерии времени: по нашим подсчетам, транзакция должна занимать не больше 10—40 секунд», — отметил г-н Тарасов.
Начальник отдела по связям со СМИ «МегаФона» Татьяна Зверева отметила, что компания рассматривает новую услугу «в большей мере как инструмент лояльности» и для оператора она важна прежде всего «с точки зрения своей инновационности».
По словам начальника отдела мобильной коммерции МТС Сергея Иревли, в компании действует несколько услуг по направлению мобильных платежей — мобильный банкинг, микроплатежи и переводы. «В ближайшие три года мы не видим потенциала для развития технологии NFC. Для того чтобы развивать этот проект как коммерческий, необходимо три условия: существование правовой базы, распространение системы бесконтактных платежей и распространение устройств, поддерживающих данную технологию».
«ВымпелКом» предоставляет своим абонентам услугу «Мобильный платеж». Начальник отдела компании по мобильной коммерции Денис Зырянов говорит, что оператор планирует расширять спектр услуг мобильной коммерции, но не на базе NFC: «Технологию NFC мы начнем осваивать тогда, когда на рынке будет достаточно терминалов». Ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин полагает, что в ближайшее время технология NFC не будет востребована: «Популяризовать услугу удастся нескоро. Пример Японии показывает, что на это у компании может уйти от 60 млн до 70 млн долл.». «Этот процесс может отнять много времени и средств, чему свидетельствует опыт внедрения кредитных карт в розничные сети», — согласен генеральный директор компании MDS, разрабатывающей один из вариантов мобильных платежей, Павел Сазонов.
Елизавета Серьгина