– Владислав, чем отличаются СRM-системы сегодня? Появились ли у них новые роли, функции, особенности?
– Сегодня CRM превратилась в настоящий интеллектуальный центр, где собирается и анализируется вся доступная информация по каждому клиенту. На ее базе затем выстраивается персонализированное взаимодействие, эффективная коммуникация. И для B2B и для B2C такие системы – возможность монетизации накопленных данных, быстрой реакции на изменения спроса и требований, а также инструмент для полноценной реализации клиентоцентричного подхода.
– Какие CRM сейчас особенно востребованы и почему?
– Зависит от компании, отрасли. Малый бизнес сфокусирован на простых CRM-решениях, часто пользуется облачными вариантами. Средние и крупные компании внедряют комплексные решения, им важна интеграция с внутренними системами, хранилищами, аналитическими платформами, а также кастомизируемость силами сотрудников.
Директор по развитию бизнеса CRM компании НОРБИТ (входит в группу ЛАНИТ) Владислав Игнатенко
– Как выглядит рынок отечественных CRM, закрывает ли он потребности российских заказчиков, справляется ли с задачами импортозамещения? Ваши ожидания относительно развития отечественного рынка CRM и его игроков.
– Если говорить про CRM для средних и небольших компаний, то здесь рынок достаточно насыщен. Продуктов действительно много, причем как облачных, так и on-prem, конкуренция очень высокая. Что касается крупного бизнеса – ситуация несколько иная. Отток иностранных вендоров сократил численность отказоустойчивых масштабируемых систем, поддерживающих высокие нагрузки, а для enterprise-сегмента это один из решающих факторов выбора. Речь не идет о полном отсутствии отечественных решений, просто их не так много.
Стимул к развитию российские вендоры получили ощутимый, направление будет эволюционировать и в плане функциональности, и во всем, что касается удобства и безопасности. Сейчас разработчики стали чаще смотреть в сторону low-code – подход обеспечивает скорость реакции и адаптивность, экономию ресурсов. Еще один заметный тренд – активное внедрение ИИ для развития рекомендательных и прогнозных механик.
– Приведите, пожалуйста, примеры использования CRM в вашей компании - для заказчиков или для собственных нужд. Чем интересны эти проекты, какие результаты принесли?
– Внедрений в этом году стартовало достаточно, в разных отраслях. Приведу в качестве примера проект, который мы реализовали для «Ренессанс Жизнь». Продающие подразделения компании мигрировали с нескольких разрозненных CRM на единую, развернутую на базе отечественной low-code платформы. Департаменты продаж и обслуживания теперь работают в общем информационном поле, мгновенно получают все необходимые данные о клиенте, так как CRM интегрирована с учетной системой, в ней хранится более 100 млн записей, телефонией и коннектором мессенджеров. Сотрудники опираются на стандартизированные и автоматизированные бизнес-процессы, это снижает количество ошибок, сокращает трудозатраты. А руководители получили удобный настраиваемый инструмент для мониторинга нагрузки и продуктивности отдела продаж.
– Большое спасибо за беседу!