По предварительным данным «ТМТ Консалтинг», российский рынок услуг связи в 2023 году вырос на 5,1%, его объем превысил 1,9 трлн руб. Это самая высокая динамика рынка за последние более чем 10 лет. Как и в предыдущие годы, драйвером роста выступил рынок мобильной связи, на него по итогам года пришлось 61% доходов отрасли. В то же время улучшились показатели других крупных сегментов рынка: широкополосного доступа в интернет, фиксированной телефонии, межоператорских услуг.
По итогам 2023 года число абонентов (активных SIM-карт) мобильной связи выросло на 1,3% и превысило 258 млн – все еще меньше, чем в допандемийный 2019 год (260 млн). Проникновение услуги достигло 176%. В абсолютном выражении рост числа абонентов составил 3 млн. Росту способствовало продолжение развития сегмента m2m, рост абонбазы виртуальных операторов, а также предложение операторами конвергентных пакетов, объединяющих услуги проводного доступа в интернет, платного ТВ и мобильной связи.
Доходы от мобильной связи в 2023 году выросли на 7,1% - самая высокая динамика за более чем 10 лет. Прирост обеспечен в первую очередь повышением операторами стоимости своих услуг. Также высокой динамике способствовало увеличение потребления услуг – так, объем мобильного трафика вырос на 16%, продолжилось восстановление рынка международного роуминга. Кроме того, традиционно высокую динамику продемонстрировал сегмент корпоративных пользователей.
Проникновение широкополосного доступа в интернет в 2023 году составило 54%. Абонентская база приросла на 1,4%, доходы – на 2,5%. Небольшой рост клиентской базы обеспечивается за счет расширения сетей операторов в пригороды крупных городов и частный сектор. Выручка растет вследствие повышения тарифов, хотя этот фактор в значительной степени нивелируется предлагаемыми провайдерами скидками, а также увеличением доли подключений в пакете с другими услугами связи.
Рост рынка платного ТВ завершился: число абонентов сократилось на 0,1%. Причинами оттока стала конкуренция с ОТТ-видосервисами и проблемы с вещанием у операторов спутникового ТВ. Доходы также снизились – на 0,6%, в первую очередь вследствие акций, проводимых спутниковыми операторами с целью удержать своих подписчиков. Динамика доходов платного ТВ определяется разнонаправленными факторами. С одной стороны, растут тарифы, успешно развивается платный сервис видео-по-запросу, распространяется партнерство с онлайн-кинотеатрами. С другой стороны, положительно на общий счет, но негативно на выручку непосредственно от ТВ влияет увеличение доли пользователей пакетов услуг.
Доходы от фиксированной телефонной связи по итогам 2023 года сократились на 3,4%. Число абонентов (ОТА) снизилось по сравнению с 2022 годом на 8,5% или на 1,5 млн. Доходы в сегменте В2С, как и в предыдущие годы падают ускоренными темпами из-за отказа от квартирных телефонов, проникновение услуги снизилось за год на 2 п.п. до 17%.
Признание регулирующими органами обоснованности периодического повышения тарифов как основного способа увеличения доходов отрасли обеспечит российскому рынку устойчивый рост в последующие годы. При благоприятных условиях можно ожидать поддержания динамики телекоммуникационного рынка по крайней мере на уровне 4-5%.
Определять динамику будет в первую очередь сегмент мобильной связи как крупнейший и показывающий относительно высокий рост выручки. Также вероятно ускорение роста в ключевых сегментах фиксированных услуг – задача повышения стоимости там решается, однако возможности ограничены в условиях высокой конкуренции, в том числе со смежными рынками, а также ввиду сложностей, возникающих у отдельных игроков рынка.
Услуги связи остаются основным источником доходов для операторов, вместе с тем точка роста их выручки продолжит смещаться в нетелекоммуникационный сектор – медийные сервисы, а также ИТ-продукты и решения. Уже в настоящее время операторы находятся среди ведущих игроков рынков ОТТ-сервисов, ЦОД, облачных сервисов, инфобезопасности, IoT, видеонаблюдения и других. Тренд на увеличение выручки от услуг связи будет сочетаться с усилением позиций операторов в этих сегментах.