«В этом ролике сеть сыграла на реакции зрителя, которого шокирует сообщение, что Деда Мороза не существует. А потом идет слоган «Это» — шок любой ценой», — рассказывает замглавы ФАС Андрей Кашеваров. По его словам, в ФАС поступили обращения родителей, которые жаловались, что этот ролик лишал праздника их детей. «Родители говорят детям, что Дед Мороз есть, таким образом, ролик формирует негативное отношение детей к родителям и подпадает под часть 1 пункт 1 закона «О рекламе», который запрещает дискредитацию родителей», — объясняет г-н Кашеваров. Он пояснил, что, по решению экспертного совета, в ближайшее время ФАС направит рекомендацию снять ролик с эфира центральным каналам, а также самим рекламодателям. «Мы размещали этот ролик на центральных каналах с 26 ноября по 1 декабря, и больше ставить его не планируем», — возражает PR-директор «Эльдорадо» (владеет сетью «Это») Илья Новохатский. Он также отметил, что ролик транслировался в основном в вечерний прайм-тайм и был рассчитан не на детей, а на аудиторию от 25 до 45 лет.
Участников рынка удивило решение ФАС. «Это довольно натянутая логика. На центральных каналах идет реклама сока, где показан отец ребенка в костюме Деда Мороза. Она тоже говорит о том, что Деда Мороза нет. Тогда, руководствуясь логикой ФАС, и этих рекламодателей нужно наказывать. Думаю, что за этими действиями ФАС стояли, скорее, интересы компаний, которые так решили бороться с конкурентами», — рассуждает исполнительный директор Sorec Media Артем Донец. С ним соглашается исполнительный директор ADCR Кирилл Смирнов: «Это неконструктивный подход. Многих жителей России может, к примеру, раздражать реклама ювелирных магазинов, но это не повод ее запрещать». Г-н Смирнов напоминает, что осенью ФАС уже оштрафовала за ненадлежащую рекламу ЦУМ, в рекламе которого использовались образы детей и выражения: «Кто не в Prada, тот лох!», «Все люди как люди, а я в Burberry». «Это было целесообразное запрещение. Но, думаю, что существует гораздо больше очевидных морально-этических нарушений, на которые ФАС могла бы обратить внимание. К примеру, реклама мобильного телефона с обозначением его стоимости. И где-то в углу щита мелким шрифтом указано, что телефон можно взять в кредит, и стоимость кредита гораздо больше, чем написано крупным шрифтом. Но на это почему-то никто не обращает внимания», — рассуждает г-н Смирнов. Он удивлен и тем, что ФАС рекомендовала отказаться от ролика уже после того, как он был снят с эфира. «Это похоже на план по поимке нерадивых рекламодателей, который ФАС нужно выполнять», — говорит он.
Ольга Гончарова