О запуске продаж BlackBerry для частных пользователей "Ъ" рассказал источник на телекоммуникационном рынке. Президент МТС Михаил Шамолин подтвердил эту информацию, уточнив, что реализация коммуникатора начнется в ближайшие две недели. Подробности проекта топ-менеджер комментировать не стал.
Официальные продажи BlackBerry начались в России только в прошлом году и на корпоративном рынке, после того как операторы получили разрешение госорганов, в числе ФСБ. Долгое время представители спецслужбы выступали против, так как стандарт криптозащиты и расположение серверов в офисах потребителей не давали спецслужбам возможности перлюстрировать электронную почту. Тогда участник переговоров с ФСБ относительно судьбы BlackBerry на условиях анонимности рассказывал "Ъ", что информация о месте установки серверов будет передаваться в спецслужбу. При этом клиенты BlackBerry должны будут при необходимости допускать сотрудников ФСБ к серверам.
Вчера источник "Ъ" в МТС пояснил, что оператор планирует продавать модели BlackBerry 8800 и BlackBerry 8900 (появится в продаже в течение месяца) по цене 17 тыс. руб. и порядка 20 тыс. руб. соответственно. Почтовый сервис для массового сегмента не предусматривает защищенного криптографического шифрования почтовых сообщений и вложений, как при решении для корпоративных абонентов,— в данном случае используются протоколы открытого интернета. "Это нишевое предложение. Услуга рассчитана на сегмент высокодоходных частных пользователей, которые любят бренд BlackBerry. Уникальность услуги заключается в низком безлимитном тарифе на эксплуатацию почтового сервиса в 350 руб.",— добавляет собеседник "Ъ". Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая добавляет, что аналогичная услуга на Украине была запущена в июне прошлого года, сейчас количество пользователей составляет 3800 человек в массовом сегменте и более 300 клиентов в корпоративном, в России с МТС сотрудничают 500 компаний.
В "Вымпелкоме" заявляют, что не планируют выводить коммуникатор на массовый рынок, так как, по мнению оператора, этот продукт ориентирован на корпорации. "Мы выбрали оригинальную модель предоставления услуги, рекомендованную RIM (компания-разработчик сервиса.— "Ъ"): размещать сервер на стороне клиента, обеспечивая дополнительную безопасность",— отмечает пресс-секретарь "Вымпелкома" Екатерина Осадчая. Оператор не исключает, что в перспективе предложит это устройство частным пользователям, но в нынешних финансовых условиях "это не принесет выгоды", полагают конкуренты МТС. "Сейчас в наших планах расширение линейки BlackBerry для бизнес-пользователей",— резюмирует госпожа Осадчая. "Почтовые решения для частных пользователей по стандартам RIM во всем мире не подразумевают установки никакого сервера, так как использует открытые интернет-протоколы. В корпоративном сегменте мы размещаем сервера по желанию клиента",— отмечают в пресс-службе МТС.
Ведущий аналитик Mobile Research Groop Эльдар Муртазин признает, что плата $10 за безлимитный доступ к почтовому ящику выгодное предложение, но аналогичный тариф скоро появится на рынке от "Скай Линка". Сейчас же самый дешевый безлимитный мобильный интернет заложен в тарифы iPhona (у "МегаФона" 850 руб. в месяц). Директор по связям с общественностью "Скай Линка" Ольга Пестерева подтвердила, что абоненты оператора в этом квартале получат доступ к услуге просмотра почты стоимостью чуть более 300 руб. "BlackBerry во многом продукт пиара, поэтому снижение средней стоимости проданных в рознице телефонов на 10% (до $150 за трубку) в первом квартале этого года никак не скажется на спросе на коммуникатор",— считает господин Муртазин.
Инна Ерохина