Платное телевидение в Москве: охват вырос до 120%

Рынок платного ТВ столичного региона уверенно растет. В этом отношении Москва идет впереди России всей и является очень привлекательным регионом для инвестиций. Область по этому показателю пока отстает. Позиции игроков в самой Москве и Московском регионе заметно отличаются.

Глава1. Рынок ПТВ Москвы: игроком больше, игроком меньше

Как сообщила аналитик агентства IKS-Consulting Екатерина Макаревич, рынок платного ТВ Москвы и Московской области является самым насыщенным в стране. Несмотря на это, он продолжает показывать достаточно стабильные темпы роста. «Проникновение услуг платного ТВ в Москве, по нашим данным, на конец 2014 года выросло почти на 5% и составило более 120%, - прокомментировала аналитик IKS-Consulting Екатерина Макаревич. - Область по данному показателю отстает практически в два раза, здесь проникновение составит чуть более 65%. Тем не менее, суммарное проникновение Москвы и области приближается к 100%».

По экспертным данным, практически весь рынок вырос за счет усилий двух операторов: МТС и НТВ+. «Первый показал прирост абонентской базы цифрового ТВ по технологии GPON, - пояснила Екатерина Макаревич. - Второй скорректировал тарифную политику и запустил обширную рекламную компанию, которая обеспечила прирост абонентской базы более чем на 200 тысяч пользователей по России. Около 25% этого прироста обеспечено абонентами Москвы и области».

Доли игроков платного ТВ на рынке Москвы по количеству абонентов,  по данным аналитического агентства IKS-Consulting

Доли игроков платного ТВ на рынке Москвы по количеству абонентов, 
по данным аналитического агентства IKS-Consulting


На рынке платного ТВ Москвы стало одним крупным игроком больше и одним меньше.
Заметным событием 2014 года не только московского рынка, но и страны в целом, по данным аналитического агентства IKS-Consulting стал выход оператора МТС на рынок спутникового ТВ и уход с этого рынка крупного игрока «Радуга-ТВ». «Скорее всего, компания начнет активно продвигать услуги спутникового ТВ в 2015 году, особенно в области, где имеется хороший потенциал роста и есть возможность составить конкуренцию «Триколору» и НТВ+», - сообщила Екатерина Макаревич.

Глава 2. Пакетные и индивидуальные предложения операторов

Крупнейшим оператором платного ТВ в столице остается «Ростелеком». Другие игроки в настоящее время и близко не подобрались к его позициям: в Москве он занимает 59% рынка платного ТВ, в общем по Москве и области – 46%. «Если говорить о ведущих игроках рынка Москвы, то почти весь он занят крупными федеральными игроками, лидером среди которых является, безусловно, «Ростелеком», - заявила Екатерина Макаревич. - Компания продвигает свое ТВ под брендом «Онлайм». В конце 2014 года запущено и IPTV для абонентов Москвы. На рынке Москвы и Московской области в целом - несколько иная расстановка игроков, так как в области традиционно сильны позиции спутниковых операторов».

Доли игроков на рынке платного ТВ Москвы и Московской области по количеству абонентов согласно данным аналитического агентства IKS-Consulting

Доли игроков на рынке платного ТВ Москвы и Московской области по количеству абонентов
согласно данным аналитического агентства IKS-Consulting


«Ростелеком» в Московском регионе в 2014 году активно развивал сегмент платного ТВ и в 2015 году намерен продолжить экспансию. Как отметила руководитель направления департамента внешних коммуникаций ОАО «Ростелеком» Инна Губарева, в 2014 году основных достижений было несколько: запуск услуги «Интерактивное ТВ» в Москве, увеличение продаж платного ТВ почти в два раза по сравнению с 2013 годом и увеличение количества пользователей пакетных предложений – также в два раза.
 
«Ростелеком» в Московском регионе будет осуществлять продвижение «Цифрового ТВ»  как одного из  приоритетных продуктов, а также планирует увеличить долю VoD, рассматривая его как один из инструментов повышения ARPU услуги», - прокомментировала Инна Губарева.

Надо сказать, что услуга VoD также активно развивается. VoD («video on demand»,  англ. «видео по запросу») — это система индивидуальной доставки абоненту телевизионных программ и фильмов по цифровой кабельной, спутниковой или эфирной телевизионной сети с мультимедиа сервера. Благодаря ей абоненты могут заказывать фильмы из каталога.
 
На пакетные предложения и расширение спектра каналов платного ТВ делает акцент  другой крупный игрок, «АКАДО Телеком».
Директор по маркетингу «АКАДО Телеком» Андрей Бояринов отметил, что в течение 2014 года компания вела активную работу по расширению цифрового телевизионного контента. «В нашу сеть включено более 30 новых телеканалов. Среди них – рейтинговые представители известного медиахолдинга Viacom International Media Networks и «НТВ-Плюс», - пояснил Андрей Бояринов. - Наша компания стала первым кабельным оператором в России, который начал трансляцию в своей сети фильмового канала в формате 3D – это телеканал «НТВ-ПЛЮС 3D» телекомпании «НТВ-Плюс». Принимая решение о включении того или иного телеканала в нашу сеть, мы учитываем его рейтинги, качество видеоконтента, финансовую составляющую. В связи с динамичным развитием рынка ТВ, количество  каналов и состав телевизионных услуг не остается неизменным».

По словам Андрея Бояринова, параллельно с включением новых каналов компания ведет  активную работу по повышению доступности платного телевидения для всех категорий пользователей. Она заключается не только в расширении линейки абонентского оборудования, но и в формировании привлекательных предложений для абонентов. В 2014 году компания презентовала абонентам услуги triple play («интернет+цифровое ТВ+телефония») с возможностью выбора наиболее удобного тарифного плана.

«Мы продолжим работу по оптимизации качества видеоконтента в сети «АКАДО Телеком» с учетом потребностей зрительской аудитории,- прокомментировал Андрей Бояринов. - Также в интересах абонентов мы планируем запустить систему индивидуальной подписки на каналы: практика показывает, что  многие клиенты хотят и готовы приобретать не весь ТВ-пакет, а лишь некоторые, качественные и интересные конкретно им, телеканалы. Кроме того, мы постараемся обеспечить всех желающих необходимым абонентским оборудованием, предлагая им, например, новые  HD- устройства Novabase. Отличительными особенностями этих приставок является наличие дополнительной функции - возможности записи на USB-носители телевизионных программ, а также перемотки и паузы, компактность и энергоэффективность».  
Как уже было сказано, цифровое ТВ является перспективной, постоянно растущей услугой. По информации агентства IKS-Consulting, одной из главных тенденций 2014 года стало увеличение проникновения цифрового ТВ. Если аналоговое телевидение в среднем прирастает на 3-5% в год, то цифровое - более чем на 15%.

Глава 3. Рынок ПТВ России: 37,8 млн домохозяйств

Рынок платного ТВ по России в целом, по данным агентства «ТМТ Консалтинг», продолжает  демонстрировать стабильный рост. По оценкам «ТМТ Консалтинг», объем рынка платного телевидения в 2014 году по России вырос на 6,1% и составил 57 млрд рублей. Абонентская база операторов увеличилась на 8,3% до 37,8 млн домохозяйств. Проникновение платного ТВ составило 68%.

Итоги 2014 года на рынке платного ТВ по данным агентства «ТМТ Консалтинг». Рост абонентской базы и доходов по сравнению с 2013 годом

Итоги 2014 года на рынке платного ТВ по данным агентства «ТМТ Консалтинг».
Рост абонентской базы и доходов по сравнению с 2013 годом


По оценкам «ТМТ Консалтинг», в составе крупнейших игроков ни на общероссийском, ни на московском рынках изменений не произошло. При этом эксперты отметили продолжающийся быстрый рост в России спутникового «Орион-Экспресса», а в Москве  –  компании МТС. По данным аналитиков, в целом по России МТС преодолела негативный тренд, связанный с оттоком пользователей соцпакетов в процессе перевода сетей компании на цифровые технологии, и впервые за три года показала рост абонентской базы. Годовые темпы роста крупнейшего оператора – компании «Триколор» - хоть и снизились до 8% (по сравнению с 14% годом ранее), все еще остаются значительными. Лидер рынка по выручке «Ростелеком» продолжает увеличивать число подписчиков IPTV за счет строительства сетей PON. Практически остановился рост компании «ЭР-Телеком» в связи с насыщением рынков крупных городов, где действует оператор.

Структура российского рынка платного ТВ по операторам, по данным агентства «ТМТ Консалтинг»

Структура российского рынка платного ТВ по операторам, по данным агентства «ТМТ Консалтинг»

ТОП-5 российских операторов платного ТВ в 2014 году, по данным агентства «ТМТ Консалтинг»

ТОП-5 российских операторов платного ТВ в 2014 году, по данным агентства «ТМТ Консалтинг»

Структура московского рынка платного ТВ по операторам, по данным агентства «ТМТ Консалтинг»

Структура московского рынка платного ТВ по операторам, по данным агентства «ТМТ Консалтинг»

ОП-5 московских операторов платного ТВ в 2014 году, по данным агентства «ТМТ Консалтинг»

ТОП-5 московских операторов платного ТВ в 2014 году, по данным агентства «ТМТ Консалтинг»

Глава 4. ТВ-приставки: игроки ждут отечественных аналогов

Резко упавший курс рубля может повлиять на этот рынок платного ТВ по одной простой причине: оборудование закупается за рубежом и есть опасения, что оно подорожает.

«Экономические санкции, конечно же, повлияют на рынок платного ТВ, как и на многие другие отрасли российской экономики, - сообщила аналитик IKS-Consulting Екатерина Макаревич. - Например, оборудование для просмотра цифрового ТВ, приставки и роутеры закупаются у иностранных партнеров, и колебания валютного курса неблагоприятно сказываются на их стоимости. Здесь в выгодном положении оказались операторы, у которых уже был запас оборудования на складах. Остальным придется искать пути оптимизации издержек». Таким образом, повышение стоимости оборудования совсем не обязательно коснется абонентов — по крайней мере, далеко не сразу.

Игроки рынка поясняют, что вопрос повышения цен ещё обсуждается. Руководитель направления департамента внешних коммуникаций ОАО «Ростелеком» Инна Губарева сообщила, что на данный момент идут переговоры с поставщиками о цене оборудования на 2015 год. Пока окончательного решения нет.

Все операторы готовы предоставлять абонентское оборудование, например, в рассрочку. 

«В своей работе мы используем оборудование таких зарубежных  производителей, как Kaon (Корея), Novabase (Португалия), Humax (Корея), - сообщил директор по маркетингу  «Акадо Телеком» Андрей Бояринов. - Все расчеты по договорам, которые «АКАДО Телеком» заключает с поставщиками устройств, производятся в валюте. В результате падения курса рубля мы вынуждены закупать товар по новым расценкам. Повышение стоимости – вынужденная мера в ответ на ситуацию на отечественном валютном рынке, несмотря на  попытки удержать цены на прежнем уровне.  К сожалению, это тенденция, которая коснулась или коснется многих компаний, работающих с иностранными производителями и поставщиками. Новые цены установлены по итогам финансовых и маркетинговых расчетов, рост стоимости оборудования экономически обоснован и ниже динамики роста цен на валютном рынке. Для стимулирования продаж мы предлагаем абонентам приобретать оборудование в рассрочку на выгодных для них условиях  – и по срокам платежей, и по величине. Также мы презентовали абонентам доступные по цене  HD-устройства Novabase, качество которых не уступает более дорогому абонентскому оборудованию. Думаю, что в будущем возможно импортозамещение устройств. Сейчас аналогов импортного оборудования  на российском рынке нет. Но мы не исключаем того, что в нашей стране  появятся компании, которые будут создавать  качественные  продукты под оператора. И мы будем готовы оказывать этим компаниям всестороннюю поддержку и содействие развитию».

Рубрики: Фиксированная связь

Ключевые слова: кабельное телевидение, цифровое ТВ, спутниковое телевидение