Количество активных абонентов сотовой связи в России в 2007 году выросло на 6,1% по сравнению с результатом прошлого года и достигло 92,7 млн человек, сообщается в отчете MForum Analytics. Степень проникновения по активным абонентам выросла на 3,7 процентных пункта, до 63,9%. Согласно методике аналитиков активным является абонент, пользовавшийся услугами связи хотя бы раз за последний месяц. При этом такой подписчик может иметь несколько SIM-карт. В среднем в России на одного активного абонента приходится 1,15 SIM-карты.
По данным J’son & Partners, количество абонентов по числу SIM-карт в России в 2007 году выросло на 13,8%, до 173 млн человек. Проникновение увеличилось на 15 п.п., до 123%. По оценкам «Евросети», реальная абонентская база в России за 2007 год выросла на 11,4%, до 97 млн человек. Проникновение за год увеличилось на 7 п.п., до 68,2%. Так как продажи SIM-карт росли быстрее, чем появлялись новые активные подписчики, доля последних сократилась на 4,1 п.п., до 53,6%. Прирост числа активных абонентов за 2007 год составил 26% от прироста количества учитываемых операторами SIM-карт. В 2006 году этот показатель составлял 32%.
Уменьшение доли реальных подписчиков в абонентской базе аналитик MForum Analytics Дмитрий Деев объясняет рядом факторов: «Во-первых, растет число абонентов, использующих по две и более SIM-карт. Во-вторых, несмотря на то что замедление роста рынка очевидно всем, продолжается активная раздача SIM-карт. К примеру, в четвертом квартале 2007 года было продано 9 млн SIM-карт, а за аналогичный период 2006 года всего 5 млн». По его словам, серьезной чисткой базы в этом году занимался лишь «ВымпелКом». При этом региональные игроки, напротив, активизировались в привлечении новых абонентов. «Раньше регионалы действовали осторожно, а в этом году также приступили к активной раздаче SIM-карт», — пояснил аналитик. По мнению г-на Деева, в 2008 году рост числа реальных абонентов составит не более чем 4%. При этом максимально возможный показатель проникновения по активным пользователям — 70%.
Доля реальных подписчиков в общей абонентской базе сокращается, подтверждает аналитик J’son & Partners Ирина Астафьева. По ее мнению, это вызвано не столько раздачей SIM-карт со стороны операторов, сколько реальным насыщением рынка. «Все, кто хотел пользоваться сотовой связью, уже купили SIM-карты», — констатирует аналитик.
Что же касается продаж новых SIM-карт — на них все еще остается спрос у реальных абонентов, считает она. «Покупают новые SIM-карты туристы. Некоторые операторы экспериментируют с тарифами, делая выгодные предложения. На это откликаются реальные абоненты. Поэтому, например, в Москве в 2007 году проникновение составило 174%», — перечисляет г-жа Астафьева.
Александр Дементьев