27 марта 2019 года «Почта России» подвела итоги аукциона на приобретение отечественного офисного ПО для комплексного взаимодействия и совместной работы с документами на различных платформах. Соответствующие документы были опубликованы на сайте аукционной площадки, где проводились торги.
Согласно техническому заданию, «Почта России» должна была получить пакеты офисного ПО двух видов - для установки в настольных и мобильных системах. В состав пакетов должны были войти программы для редактирования текстов, электронных таблиц, средства просмотра и редактирования презентаций, почтовый клиент и ряд других приложений. Дополнительно в пакете для мобильных устройств требовалось наличие серверного ПО подсистемы объединенных коммуникаций, файлового хранилища, электронной почты и средств администрирования.
Среди других требований на комплект закупки было указано, что пакет должен устанавливаться на рабочие станции под управлением ОС Windows (XP, 7, 8, 10, Server 2008 R2, Server 2012 R2, Server 2016), Альт Рабочая станция 8.1 и Astra Linux Common Edition (релиз «Орел»). ПО для мобильных платформ предназначалось для установки на устройствах под управлением Apple iOS от версии 10.x и выше или Android 4.4 и выше. Web-клиенты должны были быть совместимы с браузерами Google Chrome, Microsoft Internet Explorer и Edge, Mozilla Firefox, Safari, «Спутник» и «Яндекс Браузер».
Конкретные названия программных продуктов, которые могли быть выбраны, не указывались в документации, но было отмечено, что закупаемое офисное ПО должно быть включено в реестр отечественного ПО. Отмечалось также, что программы должны обеспечивать решение задач централизованного хранения и обработки документов, а также взаимодействия с внешними получателями.
Начальная (максимальная) цена закупки составляла 464,5 млн рублей. Все лицензии должны быть предоставлены на три года. В течение этого же периода заказчику требовалось предоставить услуги техподдержки: консультационное сопровождение пользователей, корректирующее и адаптирующее сопровождение системы.
Закупка проводилась в рамках программы, проводимый в «Почте России» на замену продуктов Microsoft, в частности, Microsoft Office, в рамках общегосударственного курса на импортозамещение.
Проект «Почты России» должен был стать одним из крупнейших по переходу на отечественное офисное ПО. Конкурентом ему мог служить масштабный проект внедрения российского офисного ПО, который был проведен в 2014 году РЖД. Тогда российские железнодорожники заключили контракт на поставку российского решения для объединенных коммуникаций CommuniGate Pro для внедрения на более чем 250 рабочих местах взамен Microsoft Exchange и Lync.
Парк компьютеров «Почта России» является одним из крупнейших среди компаний в стране. Согласно имеющимся сведениям, он насчитывает около 160 тыс. компьютеров. Согласно техзаданию, «Почта России» собиралась приобрести 28,000 комплектов ПО для настольной установки и 2000 комплектов ПО для мобильных систем.
Всего на конкурс поступило пять заявок, при этом в торгах приняли участие только четыре. Названия компаний-участников в протоколе аукциона указаны не были, не было также информации об особенностях каждого из предложений.
Победителем закупочной процедуры стала компания «Бином», работающая под брендом «Бином интегратор» - она предложила наименьшую цену контракта - 357,65 млн рублей. Таким образом, итоговое снижение стоимости договора составило 107 млн рублей.
ООО «Бином» было учреждено в 2008 году. Как сообщают российские СМИ, до участия в тендере «Почты России» крупнейшим госконтрактом для «Бином» был договор с производственным объединением «Северное Машиностроительное предприятие» в 2016 году – около 3,5 млн рублей. Выручка компании в 2017 году составила 3,167 млн рублей. По данным аукциона «Почты России» компания-заявитель внесла в качестве обеспечения денежные средства или банковскую гарантию на сумму 23,224 млн руб.
На момент победы в тендере «Бином интегратор» являлся партнером двух компаний: «Новые облачные технологии» и Dialog. Из открытых источников известно, что в 2017-2018 гг. «Почта России» тестировала пакет офисных приложений «МойОфис». Результатом стал вывод, что этот пакет полностью удовлетворяет требованиям компании.
Вторым косвенным подтверждением факта, что победу в аукционе «Почты России» одержало предложение, предусматривающее поставкупакета «МойОфис», является запрос, который был опубликован на сайте аукциона от неназванного участника. Он просил дать разъяснения, почему в списке требований, вместе с другими стандартными форматами, была указана обязательная поддержка также форматов XODT и XODS.
«Описания данных форматов нет ни в одном источнике мира. Назначение форматов XODT и XODS не является понятным. … В ходе анализа технического задания мы выяснили, что данные форматы использует в своем продукте (в редакторах) единственный производитель в России ООО “Новые Облачные Технологии” в своих продуктах «МойОфис».
«Почта России» предоставила разъяснения, указав, что приобретаемое ПО «должно поддерживать форматы XODT и XODS для целей обеспечения электронного взаимодействия» между ФГУП «Почта России» и Минкомсвязи России, так как этот офисный продукт уже используется в этом ведомстве.