Годовой оборот "Яндекса" в рублях вырос в 2009 году на 14% по сравнению с предыдущим годом и составил 8,7 млрд руб., говорится в сообщении интернет-компании. Выручку в долларовом выражении по итогам 2008 года "Яндекс" оценивал в $300 млн (тогда прирост год к году составлял более 80% в долларах). Исходя из оценки среднего курса доллара за 2009 год в 31,74 руб., долларовые доходы "Яндекса" составили около $274,07 млн — на 8,6% меньше, чем в 2008 году.
Основной рост доходов "Яндексу" традиционно обеспечила контекстная реклама, доходы от которой увеличились на 15%, а доля в общем обороте компании увеличилась с 85% до 86% (около 7,48 млрд руб.). "Кризис сказался на средней сумме рекламного бюджета на одного клиента — она снизилась, но общее количество клиентов выросло за 2009 год на 55%",— отмечает коммерческий директор "Яндекса" Алексей Третьяков. В 2008 году средний рекламный бюджет, исходя из официальных данных "Яндекса", составлял 83,9 тыс. руб. на одного клиента, в 2009 году — 62,3 тыс. руб., то есть снижение составило около 26%. Медийная реклама (баннеры, всплывающие окна) принесла "Яндексу" 11% доходов (около 957 млн руб.).
Инвестиционным фондам, среди которых Baring Vostok Capital Partners, International Finance Corporation, Intel Capital, Internet Search Investments принадлежат 61% акций "Яндекса". 24% принадлежит сотрудникам компании, около 10% — бывшим сотрудникам и частным инвесторам, 5% — держателям опционов.
По данным агентства iContext, "Яндекс. Директ" (принадлежащая порталу система размещения контекстной рекламы) за год увеличил свою долю на рынке с 74% до 78%. При этом доходы "Яндекса" от контекстной рекламы росли быстрее рыночных. В iContext подсчитали, что в целом рекламодатели в 2009 году потратили на контекстную рекламу 9,61 млрд руб., то есть на 13% больше, чем годом ранее. Аналитический центр "Видео интернешнл" (АЦВИ) оценивает рост рынка еще скромнее — на 11% год к году. Объем рынка контекстной рекламы, по данным АЦВИ, составил11,3 млрд руб. с НДС. "15-процентный рост в кризисный год на фоне падения других рекламных рынков можно назвать крайне положительным. При этом нельзя сказать, что "Яндекс" рос хуже или лучше рынка — он до сих пор в значительной степени и определяет общую динамику",— отмечает гендиректор iContext Мария Черницкая.
По оценке iContext, в 2009 году увеличилась и доля рынка контекстной рекламы, приходящаяся на сервис Google AdWords. Объем рекламы в сервисе вырос с 0,67 до 1,01 млрд руб. Доля Google AdWords на рынке контекстной рекламы составляет около 10%.
В то же время доля контролируемой Rambler Media компании "Бегун" сокращалась. По оценке iContext, ее доходы на рынке контекстной рекламы по итогам года составили 1,1 млрд руб.— на 28,6% меньше, чем в 2008 году. Консолидированная выручка Rambler Media от размещения контекстной рекламы за первое полугодии 2009 года, по данным финансовой отчетности, снизилась на 24% и составила 419 млн руб. ($12,7 млн). "Второе полугодие и особенно четвертый квартал были для Rambler заметно позитивнее первого полугодия с точки зрения рекламных доходов. Причем не только из-за обычной сезонности, но и благодаря опережающим темпам роста аудитории на Rambler",— отмечает представитель компании Константин Воронцов.
Павел Белавин