По прогнозу «Системы», объем телекоммуникационного рынка Индии в 2007 году составит 20 млрд долл., из них на мобильную связь придется 16 млрд. По итогам 2007 года, услугами Shyam Telelink, 51% которого принадлежит «Системе», пользовались 250 тыс. абонентов (из них 100 тыс. в сети CDMA). По данным J’son & Partners, по итогам 2007 года проникновение услуг сотовой связи в Индии составляло 21% (население страны — около 1,35 млрд человек). Оператор Bharti Airtel контролирует 24% рынка сотовой связи, на втором месте — Reliance (18%), третье — у Vodafone (17%) и на четвертом — BSNL (14%). Остальные операторы занимали на рынке менее 10%. ARPU в стране составляет около 6,3 евро. К 2012 году, по оценкам экспертов «Системы», проникновение составит 57—60%.
Сегодня АФК «Система» откроет офис в Нью-Дели, он займет два этажа в здании торгового представительства РФ. «Мы несколько лет вели переговоры с индийскими компаниями, но индийские компании сильно переоценены, поэтому мы посчитали, что целесообразно инвестировать в небольшую компанию и самим построить сеть с нуля», рассказала РБК daily пресс-секретарь компании Светлана Витковская.
Как ранее заявлял президент «Системы» Александр Гончарук, инвестиции компании в Индию составят от 4 до 7 млрд долл. Г-н Гончарук рассказал изданию TelecomTiger, что в местный рынок уже инвестировано 600 млн долл., а дальнейшие инвестиции будут зависеть от частот, которые получит «Система». «Shyam Telelink уже получил лицензии на всю Индию (в начале года им были получены лицензии на предоставление услуг на всей территории страны. — РБК daily), частоты мы надеемся получить в ближайшее время», — сказали в компании.
По словам г-жи Витковской, у «Системы» есть опыт работы как с GSM, так и с CDMA: «Как только индийские власти определятся, какие частоты нам дать для паниндийского оператора, мы готовы сразу начать строительство либо одной, либо другой сети. В штате Раджастан, где у Shyam Telelink есть частоты, полномасштабную сеть мы рассчитываем запустить уже в конце августа».
В итоге «Система» планирует занять на индийском рынке от 7 до 10%, в компании не сообщают за какое время. «У нас есть возможность объединить опыт Shyam и МТС. Это поможет нам в работе на индийском рынке», — сказал Александр Гончарук изданию TelecomTiger. По его словам, компания запустит в Индии ряд VAS-услуг, включая мобильное телевидение.
Выходить на рынок, рассчитывая меньше, чем на 10%, не имеет смысла вовсе, считает аналитик «ЮниКредит Атон» Надежда Голубева. «Это адекватная цифра, показывающая тот уровень, который необходим для обеспечения нормального возвратного капитала», — говорит аналитик.
Максим Савватин, аналитик iKS-Consulting, напоминает, что наличие постоянного офиса необходимо для эффективного управления: «Работать на индийском рынке трудно: там много игроков, тарифы на связь одни из самых низких в мире. Территории, которые нужно покрывать, велики, необходимы достаточно серьезные капвложения, которые не дают быстрой отдачи». Вместе с тем, говорит г-н Савватин, индийский рынок — один из самых привлекательных: «Уровень проникновения сотовой связи на нем невысок, а экономика — одна из самых быстрорастущих».
Валерия Комиссарова