Как рассказал ComNews источник, хорошо знакомый с ситуацией, в конце прошлого года МТС решила выбрать подрядчика для создания транспортной сети на базе спутникового ресурса в нескольких регионах. По словам источника, МТС получила 27 заявок, в том числе компании "АРД-Сатком", "Московский телепорт", "Сетьтелеком", "Сатис", "Сотос" и "Исател". Один из спутниковых операторов, принимающих участие в тендере, сообщил, что речь идет о строительстве 182 земных станций спутниковой связи (ЗССС) суммарной пропускной способностью 195 Мбит/сек. Победитель тендера также должен будет предоставить МТС шесть спутниковых транспондеров емкостью по 36 МГц.
Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая подтвердила: тендер был объявлен 28 декабря 2007 г., и 1 марта оператор намерен подвести итоги. "Предмет тендера - аренда каналов спутниковой связи и поставка оборудования для использования каналов связи. Сеть спутниковой связи будет строиться на Дальнем Востоке, Урале, в Сибири и на Северо-западе", - говорит она. Сумма контракта и архитектура сети будут оговариваться позже, после выбора подрядчика, а реализовать проект планируется в 2008-2009 гг., резюмировала Ирина Осадчая.
Поскольку оптоволоконные сети в этих регионах строить накладно (не позволяет климат или абоненты не генерируют достаточно трафика), сейчас оператор использует спутниковые каналы для организации транспортных сетей, арендуя емкость у восьми операторов, среди которых – "Синтерра" и "Голден Телеком". "Для повышения эффективности арендуемого ресурса спутниковой транспортной сети назрела необходимость минимизации количества операторов, - пояснил ComNews директор департамента транспортной сети "МТС Россия" Геннадий Журавлев. - Как только мы развернем спутниковую сеть, мы откажемся от услуг этих компаний. МТС построит наземные станции на своих площадках с единой системой управления и будет их эксплуатировать, а победитель тендера будет от имени МТС арендовать спутниковый ресурс".
Сегодняшняя потребность компании в спутниковой емкости - 150 МГц, к концу года оператору понадобится уже 180 МГц, констатирует Геннадий Журавлев. Дефицита спутниковой емкости МТС не страшится: "28 января ГПКС запустит новый спутник, который как раз закрывает интересующие нас регионы", - напоминает он.
Аренда сегмента недешево обойдется компании из-за дефицита спутникового ресурса. "Спрос на спутниковую емкость в России в несколько раз превосходит предложение и повышается на 15-20% в год", - констатирует эксперт "Финама" Игорь Веретенников. В частности, стоимость аренды 1 МГц на "Экспресс-АМ-33", на который и рассчитывает МТС, выросла, по словам источника ComNews, до $5 тыс. в месяц. В результате шесть транспондеров по 36 МГц будут стоить МТС примерно $13 млн в год. При этом, по словам генерального директора спутникового оператора "Сетьтелеком" Сергея Пехтерева, стоимость 1 транспондера на уже работающих бортах составляет около $1,5 млн в год.
"Сумма такого контракта может варьироваться от 600 млн руб. до 1,2 млрд руб. в зависимости от выбранной технологии, при этом реализация проекта потребует от 150 до 250 МГц спутниковой емкости, что эквивалентно 5-7 стандартным транспондерам по 36 МГц", - оценивает возможные затраты МТС Сергей Пехтерев. Впрочем, по мнению источника ComNews, МТС целесообразней закупать сегмент напрямую у ГПКС или "Газкома": "Если бы МТС закупала ресурс напрямую, минуя спутниковых операторов, то она бы сэкономила от 7 до 15%".
Спутниковая связь в этих регионах - популярный способ организовать каналы. Например, ближайший конкурент МТС - "ВымпелКом" - использует ресурс компании "Голден Телеком" и других операторов спутниковой связи для построения сети в удаленных районах Сибири и Дальнего Востока, - сообщила пресс-секретарь "ВымпелКома" Екатерина Осадчая. "Общее количество направлений связи в этих регионах - более 90, собственной сети земных станций спутниковой связи (ЗССС) в России ВымпелКом не имеет", - сказала она.
Анна Афанасьева