«Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») как государственная компания, управляющая огромным объемом критически важной транспортной инфраструктуры страны, оказалась вовлечена в процессы импортозамещения в ряду крупнейших государственных предприятий. В марте 2016 года ИТ-директор компании Евгений Чаркин представил обновленную ИТ-стратегию РЖД, одним из ключевых направлений которой было обозначено «разумное импортозамещение системного ПО».
В ноябре 2017 года Президент РФ, выступая на пленарном заседании III Железнодорожного съезда, поручил Правительству совместно с ОАО «РЖД» разработать план мероприятий по переходу компании-перевозчика на преимущественное использование отечественного ПО. На тот момент, по данным РЖД, в системах компании использовалось около 90% алгоритмов и методологий российского происхождения, но доля отечественного программного обеспечения составляла всего около 30%.
В марте 2018 года вышло очередное Поручение Президента – о принятии мер для преимущественного использования современного отечественного ПО при реализации проектов внедрения цифровых технологий в сфере транспорта. Эти инициативы, по сути, придали регуляторное обоснование уже намеченной стратегии цифровизации железнодорожного перевозчика. В июне 2018 года компания опубликовала распоряжение «О реализации Плана мероприятий ОАО «РЖД», направленных на преимущественное использование отечественного программного обеспечения на период 2018 – 2024 годов». Работа по обеспечению технологического суверенитета охватила все функциональные подразделения РЖД.
В 2019 году ОАО «РЖД» подтвердило «дорожную карту» по реализации программы импортозамещения ПО. В частности, одним из целевых показателей в ней стал перевод офисных систем, включая мобильные решения, на отечественное ПО. К 2024 году 85% парка компьютеров компании (общий объем парка – более 200 тысяч рабочих станций) должны быть переведены с ОС MS Windows на российскую операционную систему. К концу 2019 года в компании уже состоялось несколько важных проектов с участием российского ПО: так, софт для совместной работы Microsoft Exchange 2003 был заменен на продукт Communigate Pro, вместо глобальных браузеров начал использоваться «Яндекс.Браузер». В качестве СЗИ использовались решения «Лаборатории Касперского», а в качестве СУБД – Postgres Pro Enterprise. Компания разрабатывает и собственные программные продукты (например, «Сервисный портал работника»), большинство из которых включены в реестр Минцифры.
В 2021 году базе РЖД планировалось создание центра компетенции по импортозамещению ERP-систем. Кроме того, ОАО «РЖД» и ВЭБ.РФ заключили соглашение о дополнительном финансировании проектов импортозамещения перевозчика в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Astra Linux Special Edition – не имеющая аналогов сертифицированная ОС со встроенными средствами защиты информации для стабильных и безопасных ИТ-инфраструктур любого масштаба и бесперебойной работы с данными любой степени конфиденциальности.
ОС Astra Linux уже используется в региональных органах власти, медицинских организациях, МФЦ, ключевых государственных предприятиях.
Департамент информатизации ОАО «РЖД» определил ОС Astra Linux в числе приоритетных операционных систем для проектов компании по импортозамещению.
В марте 2021 года в подразделениях РЖД начался новый проект по миграции на отечественный системный софт. В рамках этого проекта холдинг приобрел 22 000 лицензий ОС Astra Linux для оснащения рабочих мест специалистов. Сообщалось о том, что на защищенную российскую операционную систему будут переведены 5000 автоматизированных рабочих мест сотрудников РЖД в 16-ти филиалах перевозчика. Остальные лицензии были предназначены для оснащения виртуальной инфраструктуры рабочих мест – осуществления вычислительных операций сервисов РЖД в виртуальной инфраструктуре облачного провайдера.
Данный проект был завершен в сентябре 2022 года силами АО «Гринатом» – системного интегратора, входящего в структуру Госкорпорации «Росатом». По информации РЖД, в ходе проекта в компании, помимо непосредственной замены ОС Windows на Astra Linux, были импортозамещены такие корпоративные сервисы, как подсистема службы каталогов, базовые сетевые сервисы (DNS, DHCP), подсистема управления конфигурациями ПК, обновлением и распространением ПО, подсистема обмена файлами. Специалисты заказчика утверждают, что выгодными преимуществами системы Astra Linux являются более низкие требования к аппаратному обеспечению благодаря интерфейсу Fly, минимизация рисков проникновения вирусного ПО, отсутствие платных подписок на сервисы, сбор и передачу пользовательских данных, оперативная круглосуточная техническая поддержка решения.
Начальник Департамента информатизации ОАО «РЖД» Кирилл Семион:
В РЖД насчитывается порядка 240 тысяч пользователей АРМ, размещенных по всей стране. Масштабы и география ИТ-инфраструктуры нашей компании формируют особые требования к качеству и безопасности внедряемых решений. РЖД обеспечивают основную массу пассажирских и грузовых перевозок, все наши системы должны безупречно выполнять свои функции, поэтому к процессу импортозамещения мы относимся очень внимательно. В сотрудничестве с компанией «Гринатом» мы смогли выполнить основные задачи перехода на импортонезависимую инфраструктуру – перевели рабочие места на базовое отечественное программное обеспечение и разработали инструменты управления новой средой.
Успешное внедрение и эксплуатацию системы Astra Linux подтверждают эксперты нескольких структурных подразделений и территориальных филиалов РЖД. Так, 355 автоматизированных рабочих мест сотрудников Южно-Уральской железной дороги (ЮУЖД), подключенных к единой внутренней системе ОАО «РЖД», было переведено на Astra Linux под контролем Челябинского информационно-вычислительного центра и службы корпоративной информатизации ЮУЖД. Процесс миграции происходил по возможности бесшовно: установка Astra Linux сопровождалась виртуализацией прежней системы, чтобы обеспечить сотрудникам плавный переход с сохранением производительности и привычных бизнес-процессов. Адаптация персонала к работе в новой системе заняла 1-2 недели.
На Свердловской дороге (СвЖД) создание системы базовых ИТ-сервисов (СБИТС) на основе ОС Astra Linux CE заняло полгода: с июня по декабрь 2021 года. В результате на Astra Linux были переведены более 450 рабочих мест. Кроме того, на эти машины были установлены офисный пакет «МойОфис» и почтовый клиент. Для бесшовного перехода использовались локальные виртуальные машины на ОС Windows с архивными пользовательскими данными, сохраненными до миграции. Специального переобучения сотрудников, таким образом, не потребовалось, только базовый инструктаж по использованию функционала Astra Linux.
На Юго-Восточной дороге (ЮВЖД) пилотный проект по переходу на ОС Astra Linux подразумевал замещение системного ПО на 360 персональных компьютерах.
На данный момент Центр цифровых технологий РЖД проводит адаптацию специализированного ПО для работы в среде ОС Astra Linux. Так, на базе Иркутского информационно-вычислительного центра развернут тестовый полигон, где проводятся мероприятия по обеспечению совместимости Astra Linux с клиентскими приложениями информационных систем ОАО «РЖД»: Единой автоматизированной системы электронного документооборота, Единой корпоративной автоматизированной системы управления финансами и ресурсами, Единой корпоративной автоматизированной системы управления трудовыми ресурсами.
Стоит добавить, что в марте 2022 года года на базе Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) был организован центр компетенций РЖД по импортозамещению. Целью этого экспертного сообщества стала выработка ключевых направлений и мер по снижению импортозависимости холдинга «РЖД» на основе оценки рисков. Таким образом, работа перевозчика по созданию технологического суверенитета активно продолжается.
ИТ инфраструктура ОАО «РЖД» в цифрах (данные на 2019 год)
>10 серверов класса Mainframe
>200 серверов RISC
>5000 серверов х86
>300 дисковых массивов
>10 000 виртуальных машин
>200 тыс. единиц оборудования сети передачи данных
>1 тыс. единиц оборудования СЖО
>200 тыс. рабочих станций
>20 Пб – общий объем СХД