90-е годы, рейс из Турции. В проходах самолета мешки с одеждой, это челноки прилетели. Их видно в здании аэропорта, так как бесформенные тюки забиты шмотьем, а люди взмокли, ругаются и стоят в очереди, чтобы вернуться домой. Прошло 20 лет. Челноки казалось бы ушли в прошлое. Но с развитием техники, а также разграничением рынков производителями, эта профессия вновь вернулась. Современный челнок прилично одет, он работает лицом, мимикрирует под бизнесмена или отдыхающего, но таможенники уже выучили эти лица и всегда рады им. В багаже этих людей всегда найдется что-то, что превышает разумные рамки для ввоза в Россию. Можно договориться на месте, а можно заплатить налог на эти товары. Зависит от способностей челнока урегулировать вопросы.
На первые рейсы из США, после начала продаж Apple iPad билетов не было задолго до их начала. Бронировать места челноки начали как только узнали дату продаж. В их бизнесе время главный фактор. Купишь устройство за 499 долларов, продашь в Москве по 30 т.р., что делает двойную цену. Это оптом и в первую неделю. Захочешь продавать чуть дольше и в розницу, тогда и за 50 т.р. вполне реально. В первые дни цена на iPad в 65 т.р. не отпугивает богатых покупателей. Им хочется получить новую игрушку. И они готовы платить. Для челнока каждый день после начала продаж играет роль, успеть быстрее конкурентов, успеть пока устройств мало и цены держатся на высоком уровне. Это их бизнес, который кому-то дает возможность уйти из челноков и стать содержателем своей команды перевозчиков. Конечно же, тех кто как и сам челнок повезут технику в чемоданах.
Знаете какой вопрос волнует профессионального челнока до отправления на охоту? Какой размер коробки у устройства, из чего она сделана. Надо выбирать чемодан, и не что-то эргономичное со скругленными углами, а нечто брутальное, острое. Чтобы поместилось больше коробок и осталось место для поролона или других прокладок. Удивительное дело, но в странах откуда вы вывозите технику, почти никого не волнует, что вы так поступаете. Залеты на вылете крайне редки и обусловлены тем, что сам челнок не нравится таможеннику или офицеру безопасности. И вот тогда технику могут изъять, вытянув на свет какой-то пункт местных таможенных правил. Но обычно этого не происходит, так как вы только что инвестировали деньги в экономику этой страны, а заодно избавили производителя от сервисных обязательств. Одним словом способствовали благосостоянию нации.
На прилете ровно обратная ситуация. Челноков не пытаются задержать, их пытаются найти и дальше таможня действует по обстоятельствам. Во времена серого рынка Apple iPhone российская таможня не изъяла сколь-нибудь значительной партии этих аппаратов. За полтора года их привезли в Россию - внимание, это очень большая цифра - 500.000 штук. Полмиллиона. В хлебные времена на одном рейсе привозили по 500 штук телефонов. В чемоданах.
С Apple iPad получилось еще интереснее. Равно как челноки покупали билет на самолеты, таможня отмечала этот день в календаре. Красным цветом. Рыба пошла на нерест, ее можно было брать голыми руками. К сожалению, а кому-то к радости, на российской таможне не изъято ни одного Apple iPad. Да и раньше с Apple iPhone как говорилось все было также. Это продукты невидимки, их на границе не существует, они материлизуются уже внутри страны. Сразу в руках потребителей.
Первый рейс из США после начала продаж Apple iPad. Обычные туристы, командировочные, оглядываются на толпу деловитых челноков. Они ждут, что их "примет" родная таможня. У них больше чемоданы, в карманах отложены деньги на всякий случай. В полете какой-то командировочный надоедает челноку разговорами, трещит без умолку. Хвастается тем, что сумел купить Apple iPad, хотя там такие очереди были. Ого-го. Хотел больше двух, а не смог. Жаль. Челнок обрубает разговор просто, - "а я купил их 40 штук". И проваливается в сон.
По оценке одного из участников действия на таможне, примерно 40 человек попадают со своими чемоданами в рентген (конечно, чемоданы просвечивают без владельцев), с ними проводится "работа". Один iPad весит около 2 кило, в среднем на человека приходится от десятка до трех десятков устройств. Борзыми щенками откупиться могут надеяться только первые в очереди. Затем эта новинка приедается, в ход идут проверенные инструменты. Те, кто вез по нескольку устройств, не вызывают никакого интереса. Частники. До челноков профессиональных, им еще расти и расти.
Оценка с другой стороны баррикад - с рейсом прилетело около 1200 Apple iPad. Ни один владелец таких "грузов", а также ни одно устройство официально не задержаны. Написав утром в твитере о количестве устройств с первого рейса, получил пару звонков от тех, кто называл эти цифры, - "не пали малину, а то лавочку тут прикроют быстро и для всех". Но что делать, малина уже запалена. Вот только вырастут накладные расходы, а изъятий этой техники, как не было, так и не будет. У нас прозрачная граница для определенных видов товаров. Для кого-то это основа бизнеса. Для кого-то приработок. Все довольны, все хорошо и спокойно в стране. Каждый получает то, чего хочет. Кто-то устройства, кто-то деньги. Экономика и ничего личного.
Впрочем, в том, что этих устройств предостаточно в Москве, можно убедиться по количеству объявлений и числу владельцев. Они уже заметны. Но лиха беда начала, ажиотаж еще продержится недельку, другую, потом пойдет на спад. Новую игрушку привезли. Тем, кто любит игрушки :) У меня таких уже несколько есть. а у вас? и нужна ли она вам? Я набрал на подарки, даже не знаю оставлять ли себе.