Генеральный директор «ЛАНИТ-ТЕРКОМ» (входит в группу ЛАНИТ) Вадим Сабашный: Появление новых специальностей в первую очередь обусловлено развитием технологий или возникновением новых. Прежде всего, новые профессии появляются в сфере ИИ. Конечно, некоторые из них уже знакомы нам, но именно сейчас они получили стимул для активного развития.
Генеральный директор «ЛАНИТ-ТЕРКОМ» (входит в группу ЛАНИТ) Вадим Сабашный
Фото: ЛАНИТ
Среди таких я бы отметил архитекторов и разработчиков систем доверенного ИИ и корректоров данных для обучения больших языковых моделей.
После пандемии и перехода в онлайн стали требоваться специалисты на стыке программирования, дизайна, психофизиологии, нейропсихологии и машинного обучения, поэтому одной из перспективных профессий станет архитектор виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальностей.
Не стоит забывать и о таком направлении, как квантовые технологии: несмотря на то, что развитие этого направления началось достаточно давно, специалисты, например, по квантовой криптографии являются сейчас востребованным. А с учетом возрастающей потребности в кадрах в сфере кибербезопасности роль такой профессии будет только расти.
Также активно развивается направление биоинформатики как с применением ИИ, так и без. Так что специалисты на стыке ИТ и биологии будут все более нужны рынку.
Генеральный директор компании CleverData (входит в ИТ-холдинг LANSOFT) Виктория Соловьева: Ввиду стремительной цифровизации на современном рынке неизбежно появляются новые специальности, которые отражают быстрое развитие технологий и изменения в потребностях бизнеса и общества в целом.
Генеральный директор компании CleverData (входит в ИТ-холдинг LANSOFT) Виктория Соловьева
Фото: LANSOFT
Могу привести несколько примеров.
Для успешной карьеры специалисты должны обладать техническими навыками, глубокими знаниями в своей области, аналитическим мышлением и способностью к постоянному обучению и адаптации к быстро меняющейся технологической среде, а также уметь работать с большими объемами данных.
Руководитель направления по подбору персонала компании НОРБИТ (входит в группу ЛАНИТ) Алеся Аргутина: Основные причины – быстрое развитие технологий и смена привычных бизнес-моделей под влиянием инноваций. Самые продуктивные направления – обработка и анализ данных, ИИ. За последнее время появились промпт-инженеры, ИИ-тренеры, специалисты по ИИ-этике. Массу новых ИТ-специальностей генерируют low-code и no-code, сейчас эти инструменты очень популярны, поэтому никого не удивить вакансией zero-code-разработчика.
Руководитель направления по подбору персонала компании НОРБИТ (входит в группу ЛАНИТ) Алеся Аргутина
Фото: ЛАНИТ
Много профессий возникает на стыке ИТ и других сфер науки и бизнеса. Например, инженер умного дома, агрокибернетик и т.д.
Потребуются развитые компетенции по трем ключевым направлениям: бизнес, технологии и та область, в которой планируется работать (производство, медицина, финансы и т.д). А также soft skills: критическое мышление, эмоциональный и социальный интеллект, умение приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, переучиваться, управлять собой во время стрессовых обстоятельств.
Директор по инновациям Академии Softline Анна Водолазская: Сейчас на ИТ-рынке не столько появляются новые профессии, сколько происходит переформатирование существующих специальностей под потребности бизнеса и государства.
Директор по инновациям Академии Softline Анна Водолазская
Фото: Softline
Наиболее востребованными становятся специалисты, занимающиеся разработкой и внедрением решений на базе искусственного интеллекта, обладающие компетенциями в области машинного обучения и работы с большими массивами данных.
Также по-прежнему высок спрос на разработчиков, особенно в сфере frontend-разработки и мобильных приложений. Особую ценность приобретают специалисты, владеющие редкими, но востребованными стеками, к примеру, Angular. Это связано с усложнением архитектуры современных приложений и необходимостью создания более интуитивных и функциональных пользовательских интерфейсов.
Кроме того, развитие суперприложений (супераппов) формирует потребность в специалистах, способных работать со сложными мобильными экосистемами. Такие эксперты должны обладать комплексным пониманием мобильных технологий, UX/UI дизайна, кибербезопасности и интеграции различных сервисов в единую платформу.
Руководитель отдела по подбору персонала ICL Services Камиля Камальдинова: Технологическое развитие не останавливается, и в последние годы на ИТ-рынке появляется ряд новых специальностей, обусловленный тенденцией бурного развития технологий. Я бы выделила несколько направлений, которые в трендах развития: кибербезопасность, блокчейн, облачные вычисления и, конечно же, ИИ (искусственный интеллект).
Руководитель отдела по подбору персонала ICL Services Камиля Камальдинова
Фото: ICL Services
Среди новых запросов от компаний на различных ресурсах по поиску работы можно выделить следующие новые профессии:
Компетенции для таких специалистов включают глубокие знания в программировании, математике, понимание алгоритмов и технологий (например, Python, TensorFlow для AI/ML), навыки работы с большими объемами данных (Hadoop, Spark), а также знания в области информационной безопасности.
Директор по работе с персоналом ИТ-компании «Инфосистемы Джет» Ольга Ковардакова: Мы наблюдаем, как все больше специалистов стараются развивать компетенции в нескольких направлениях, чтобы решать разноплановые задачи. Причины этого - дефицит кадров в ИТ и нарастающие темпы импортозамещения, которые побуждают людей быть гибкими.
Директор по работе с персоналом ИТ-компании «Инфосистемы Джет» Ольга Ковардакова
Фото: «Инфосистемы Джет»
Возьмем профессию DevOps-инженера. В нашей компании DevOps есть в каждом техническом центре, однако их задачи в чем-то отличаются. Например, в инфраструктурном подразделении такие специалисты отвечают еще за проектирование и внедрение, а в сервисном центре - за блок поддержки.
HR-бизнес-партнер центра сетевых решений «Инфосистемы Джет» Наталья Саморокова: Ежегодно наша компания реализует множество крупных проектов по построению распределенной сетевой архитектуры. Чтобы автоматизировать процессы управления сетью, возникло очень востребованное сегодня направление DevNetOps.
HR-бизнес-партнер центра сетевых решений «Инфосистемы Джет» Наталья Саморокова
Фото: «Инфосистемы Джет»
На российском рынке ИТ представлено недостаточное количество решений по автоматизации работы сетей как для развертывания, так и для мониторинга и дальнейшего сопровождения. Мы видим потребность со стороны бизнеса в решениях, которые смогут уменьшить операционные затраты на поддержание сетевой инфраструктуры, повысить надежность и качество ее работы. DevNetOps - это подход к управлению и работе с корпоративной сетью с применением практики DevOps.
DevNetOps-инженеры обеспечивают жизненный цикл сетевого оборудования, развертывание (provisioning) сетевых сервисов, мониторинг сети при помощи подхода DevOps. Задачи варьируются в зависимости от назначения сети и требований к ней. Чтобы войти в эту профессию, человеку необходимы знания и опыт работы с сетевым оборудованием, навыки программирования и понимание принципов DevOps.
Мы строим крупные сети и обеспечиваем их дальнейшую поддержку, поэтому потребность в автоматизации управления сетью у нас существует всегда. В целом объем решаемых задач постоянно растет, и компании предпочитают обучать штатных специалистов основам DevNetOps. При этом требования к знаниям и навыкам DevNetOps стали привычными пунктами в описании вакансий сетевых инженеров.
Руководитель отдела по работе с персоналом центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет» Мария Токарева: Другое интересное направление - киберразведка, которая возникла в ответ на растущую угрозу кибератак и необходимость в эффективном мониторинге и анализе цифровых угроз.
Руководитель отдела по работе с персоналом центра
информационной безопасности «Инфосистемы Джет» Мария Токарева
Фото: «Инфосистемы Джет»
Киберразведчики занимаются поиском информации об утечках данных, анализом действий злоумышленников, выявлением системных проблем в защите корпоративных сетей и предложением решений для повышения уровня цифровой безопасности. Эта профессия объединяет элементы Threat Intelligence, OSINT, HUMINT и Threat Hunting, требуя особых знаний в области информационной безопасности и умения работать с различными источниками данных, включая логи стилеров, боты-агрегаторы в мессенджерах и даркнет.
Профессия киберразведчика может стать массовой из-за увеличения количества и сложности киберугроз, развития технологий и интернета вещей (IoT), ужесточения законодательства в области защиты данных, а также экономической выгоды.
Специалисты, занимающиеся киберразведкой, должны понимать принципы создания и работы веб-сайтов, уметь работать с базами данных и анализировать чужой код, знать основы компьютерных сетей и операционных систем. Также важны хорошо развитые аналитические навыки, понимание методов осуществления кибератак, владение законодательными и нормативными актами в сфере информационной защиты, навыки выявления киберугроз.
Руководитель направления разработки группы «Рексофт» Павел Иванов: В первую очередь, появляются ИТ-специальности, связанные с применением инструментов генеративных моделей. К ним относятся MLOps инженеры, способные развернуть инфраструктуру для использования LLM моделей и создания сервисов на их базе; специалисты по этике в области ИИ, обладающие знанием законодательства в области ИИ и способностью оценивать социальные последствия внедрения ИИ-систем; Prompt engineering-специалисты, способные эффективно использовать новые инструменты на базе генеративных моделей. Все больше становится специалистов по кибербезопасности в области IoT. В мире быстро растет количество подключаемых устройств и, соответственно, увеличивается доля рисков, связанных с их внедрением. Это требует знания протоколов IoT, опыта в сетевой безопасности, понимания специфики защиты распределенных систем.
Руководитель направления разработки группы «Рексофт» Павел Иванов
Фото: «Рексофт»
Заглядывая чуть вперед, могу сказать, что будет расти спрос на специалистов по квантовым вычислениям. Это направление только начинает расти, и пока сложно сказать, как быстро оно реализует потенциал применения в бизнесе. Но уже сейчас технология выглядит как новое направление, где от специалистов потребуются знания квантовой механики, навыки программирования квантовых алгоритмов и понимание применения квантовых вычислений.
HR BP MTS AI Мария Манакова: Современный рынок ИТ постоянно меняется, и вместе с этим появляются новые профессии, связанные с развитием искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения. Например, две такие профессии – AI-тренер и промпт-инженер – становятся все более востребованными.
HR BP MTS AI Мария Манакова
Фото: MTS AI
AI-тренер занимается обучением и настройкой моделей ИИ, чтобы они могли точно и эффективно выполнять свои задачи.
Промпт-инженер работает над разработкой и оптимизацией языковых моделей, чтобы они могли создавать качественный контент и естественно взаимодействовать с пользователями.
Эти профессии возникли из-за быстрого прогресса в области ИИ и машинного обучения, которые находят применение в самых разных сферах. Сегодня компании активно используют ИИ для автоматизации процессов, повышения эффективности и точности, а также для создания новых продуктов и услуг. Поэтому им нужны специалисты, которые умеют работать с ИИ и языковыми моделями, чтобы достигать поставленных целей.
Менеджер по работе с персоналом компании «Газинформсервис» Юлия Богданова: В сфере информационных технологий постоянно появляются новые направления и специальности. Это обусловлено процветанием ИТ-сферы, которая адаптируется к любым изменениям, технологическим прогрессам, потребностям бизнеса, а также росту кибератак и утечки данных. Из относительно новых и востребованных ИТ-специальностей, которых немалое количество, хочется отметить некоторые из них: специалисты по кибербезопасности, инженеры DevOps, аналитики больших данных и специалисты по искусственному интеллекту.
Менеджер по работе с персоналом компании «Газинформсервис» Юлия Богданова.
Фото: «Газинформсервис»
Руководитель проектов развития AI-продуктов компании Directum Илья Петухов: Так как тренд на технологии ИИ растет и развивается во всех отраслях, конечно же, нужны специалисты, которые разрабатывают, внедряют и, главное, сопровождают работу таких проектов. Причины и следствия очень тесно связаны - общество увидело пользу и ценность в технологии и теперь хочет ее применить. Сейчас кроме разработчиков AI-систем появляются профессии вокруг внедрения. При взрывном росте таких проектов возникает ряд сложностей, проявляется потребность в новых профессиях.
Руководитель проектов развития AI-продуктов компании Directum Илья Петухов
Фото: Directum
Для того, чтобы ИИ заработал, его надо обучить. Прежде чем мы начнем учить, нужно подготовить данные. Сделать это может аналитик данных (Data Scientist). От него напрямую зависит, насколько хорошо и качественно будет обучена модель данных.
Для того чтобы обучение прошло хорошо, без ошибок, и модель стабильно работала – конечно, нужны ML-инженеры (Machine Learning Engeneer). Это те, кто разговаривает с ИИ на одном языке, умеет настраивать, разворачивать приложение и писать код. Они занимаются созданием и улучшением алгоритмов и моделей машинного обучения, которые позволяют компьютерам обрабатывать и анализировать большие объемы данных, распознавать образы, голосовые команды, проводить прогнозы и многое другое.
Если мы говорим о генеративном ИИ, то чтобы пользователь правильно взаимодействовал с ИИ, он должен разговаривать с машиной на одном языке и использовал так называемые «промпт-запросы». Подобрать эти промпты, правильно их донести до бизнеса и дать рекомендации могут промпт-инженеры. Внутри компаний они должны стать популяризаторами, которые ищут новые кейсы и места применения технологии. Prompt-инженеры также могут оптимизировать системы обработки естественного языка. Они должны работать в команде с другими специалистами, такими как разработчики программного обеспечения, математики, статистики и дизайнеры интерфейсов.
Кроме того, ИИ нужно контролировать, со временем дообучать и совершенствовать его навыки. Например, кто может сказать, правильно ли генИИ написал текст, соблюдены ли все формы и правила? Для этого примерно год назад на рынке появилась вакансия - ИИ-тренер (AI-trainer). Задача такого специалиста - оценить результат работы машины, корректировать качество ее работы по мере применения и дообучения. Кроме понимания принципов работы ИИ, в этом направлении нужны знания работы с текстами, это потенциальная работа для редакторов, копирайтеров, переводчиков, журналистов и контент-менеджеров.
Вадим Сабашный («ЛАНИТ-ТЕРКОМ»): Отрасль развивается очень быстро, и вузы не всегда успевают корректировать программы. Но практически всегда в них присутствуют дисциплины по выбору, которые можно оперативно обновлять. Также на данный момент есть дефицит преподавателей по новейшим дисциплинам, который можно было бы решить привлечением экспертов из отрасли. Однако для этого нужно создать условия для специалистов, при которых им будет комфортно и выгодно принимать участие в образовательных мероприятиях.
На данный момент первые работники учатся самостоятельно и уже дальше передают свой опыт и знания младшим коллегам в процессе работы, поэтому во многих компаниях есть отделы R&D для освоения новых технологий и создания собственных центров компетенций.
Тем не менее в скором времени ситуация может начать меняться в лучшую сторону, поскольку сейчас разрабатывается ряд кадровых инициатив на государственном (федеральном) уровне. Яркий пример - национальный проект «Кадры», который стартует в январе 2025 года. Он будет включать в себя четыре федеральных проекта, которые, в частности, трансформируют подходы к профессиональному развитию работающих россиян и будут направлены на помощь желающим поменять работу или получить дополнительные навыки.
Виктория Соловьева (CleverData): Своевременная подготовка кадров по новым специальностям - это серьезный вызов для образовательной системы. Рынок труда меняется очень быстро, появляются новые профессии, а учебные заведения не всегда успевают за ним уследить.
Вузы по-разному решают эти вопросы, создавая новые программы по востребованным специальностям, в том числе в сфере ИТ и digital-маркетинга, перерабатывая существующие учебные планы, дополняя их новыми предметами и модулями, чтобы обеспечить выпускникам актуальные знания и навыки.
Учебные заведения плотно сотрудничают с предприятиями, корпорациями, чтобы получить практический опыт и информацию о требованиях к специалистам. Наблюдается высокий спрос на онлайн-образование, большое развитие онлайн-платформ и курсов дает возможность получить новые знания и навыки в любом месте и в любое время.
Конечно, вузы не всегда успевают за быстро меняющимися технологиями и потребностями рынка, но всё же стараются уследить за трендами на рынке труда и открыть новые программы. Ключевые проблемы здесь – это недостаток ресурсов для создания новых программ и поиск квалифицированных преподавателей плюс бюрократические препятствия. Процесс открытия новых программ может быть длительным и сложным.
Проблема подготовки кадров является комплексной. Ее нужно решать общими усилиями учебных заведений, предприятий и координацией со стороны государства. Подготовка кадров - это не только получение знаний, но и развитие гибкости, креативности, и главное, способности адаптироваться к изменениям. Поэтому важно, чтобы образовательная система способствовала развитию этих качеств у будущих специалистов.
Алеся Аргутина (НОРБИТ): Вузам сложно успеть за сменой технологий. Основная их задача – дать фундаментальные знания. На них затем прекрасно ложатся дополнительные тренинги, программы, курсы, которые часто реализуют на базе учебных заведений уже ИТ-компании. Учебным заведениям требуется, конечно, поддержка и бизнеса, и государства. НОРБИТ, например, вместе с Самарским университетом создает образовательную программу по направлению «Бизнес-информатика». А на экономическом факультете одного из ведущих вузов страны уже реализуется подобный проект для старшекурсников. Они учатся проектировать бизнес-процессы на no-code платформе NBT. Молодому специалисту выбрать профессию, которая будет востребована в будущем, достаточно сложно, но точно будет полезно отслеживать специальные кафедры (от вендоров и интеграторов) в вузах, лекции, семинары, участвовать в хакатонах.
Многие компании реализуют образовательные инициативы и внутри. Например, организуют собственные центры для обучения сотрудников. В НОРБИТ успешно работает Корпоративный университет, в котором на сегодняшний момент действует 223 тренинга по самым горячим направлениям: управление ИТ-проектами, продажи, soft skills и навыки работы с ПО. Ежегодно в нем проходят обучение более 1000 человек.
Еще один эффективный инструмент – стажерские программы. Для компании это возможность получить в перспективе качественные кадры, а для молодого специалиста – накопить проектный опыт и технологическую экспертизу. У нас в компании есть департамент искусственного интеллекта, здесь работают с самыми передовыми технологиями. А еще развивают и обучают молодежь. Стажерская программа тут самая масштабная и проводится на регулярной основе. Студенты 3-4 курсов под руководством опытных наставников работают на реальных проектах, многие остаются насовсем.
Анна Водолазская (Академия Softline): Сегодня большинство образовательных организаций предлагают программы, ориентированные на подготовку начинающих специалистов (джунов), по принципу «войти в айти». В то время как рынок нуждается в более опытных кадрах уровня middle и middle+. Поэтому подготовка и повышение квалификации кадров ложится на работодателей, которые занимаются групповым переобучением и стажировками, чтобы поднять компетенции «джунов» до уровня «мидлов».
Для решения этих задач Академия Softline разрабатывает и реализует кастомизированные программы обучения, направленные на повышение квалификации ИТ-специалистов до уровня, соответствующего актуальным требованиям рынка и запросам работодателей. Эти программы включают интенсивные курсы, практические семинары и стажировки, позволяющие быстро нарастить необходимые компетенции специалистов.
Камиля Камальдинова (ICL Services): Подготовка кадров по новым ИТ-специальностям – одна из актуальных проблем отрасли. Встречаясь с коллегами из ВУЗов на различных конференциях и круглых столах по HR тематике, мы обсуждаем сложность подготовки кадров по новым направлениям. Она заключается в скорости появления технологий, с которой зачастую не успевают академические учреждения. К сожалению, ВУЗы на западе быстрее реагируют на тренды, перестраивая свои образовательные программы. Но тем не менее, мы видим, что в РФ ведущие технические университеты и крупные образовательные платформы уже начали разрабатывать и внедрять специализированные курсы по новым направлениям, например, по машинному обучению, кибербезопасности и облачным технологиям. Но пока основное обучение в сфере IT зачастую происходит через курсы и практическую работу.
Многие крупные компании внедряют внутренние образовательные программы и активно развивают собственные образовательные центры и программы стажировок. Это помогает быстрее адаптировать новые кадры к нуждам бизнеса.
Ольга Ковардакова («Инфосистемы Джет»): Чтобы приобрести компетенции в нескольких направлениях, потребуется много времени, знаний и опыта. У нас в компании очень развита история внутреннего обучения: среди сотрудников есть много сертифицированных тренеров, которые регулярно проводят курсы для других. Еще мы приветствуем ротацию между подразделениями, и, если сотрудник хочет поменять отдел, технический центр или профессию, он может сделать это без уведомления нынешнего руководителя. Ежегодно мы получаем десятки подобных заявок.
Мария Токарева («Инфосистемы Джет»): Что касается киберразведки, еще несколько лет назад в вузах стали открываться профильные «кружки». В небольшом количестве высших учебных заведений появилась обязательная дисциплина. Вузы активно привлекают экспертов с рынка для преподавания и внедрения новых курсов, чтобы студенты получали актуальные знания и навыки; организовывают олимпиады при участии разных компаний, которые предлагают на практике решить реальные кейсы. Но наиболее ценные знания и навыки пока еще приобретаются во время стажировок в компаниях.
Наталья Саморокова («Инфосистемы Джет»): В направлении DevNetOps вся основная подготовка ведется уже во время работы в компаниях. В высших учебных заведениях могут дать базовые знания, но, поскольку тема свежая, вузы еще не успели разработать соответствующие программы.
Мы проводим стажерские программы, в рамках которых углубляем как теоретические знания, которые дают студентам в вузе, так и практические. Всем стажерам предоставляется возможность поработать с оборудованием на тестовых стендах под контролем кураторов (экспертов сетевого подразделения). Вторая история, которую мы развиваем, - это курсы от внутренних тренеров, специально разработанные с учетом сетевой специфики. Для инженеров, желающих применять подход DevNetOps, наш внутренний тренер разработал курс по работе с Python, на котором обучает специалистов использованию инструментов автоматизации и скриптов.
Павел Иванов («Рексофт»): В последнее время многие ВУЗы стали все больше сотрудничать с ИТ-компаниями и нанимать преподавателей из бизнеса. Это дало мощный импульс к адаптации существующих программ обучения под запросы рынка. Но, по моему мнению, мы все равно опаздываем. ВУЗы готовят специалиста 6 лет, в то время как на самом деле стать хорошим программистом начального уровня возможно в 2 раза быстрее. Безусловно, высшее образование дает большой плюс, а в некоторых наукоемких направлениях, является обязательным. Но большинство инженерных позиций требуют именно инженерных навыков, а не научных.
Каждая компания, принимая на работу молодого специалиста, обязательно вкладывается в его дообучение. Но это связано не с недостатками образования, а со спецификой работы в конкретной организации и необходимостью получения реальных практических навыков, востребованных в проектах компании. Например, студент на 4-ом курсе обучения и дипломированный специалист одинаково опытны для большинства ИТ-специальностей. Но те, кто пошел работать на 4-ом курсе, к моменту завершения учебы могут стать уже старшим специалистом, в то время как выпускник будет претендовать должность на стажера или младшего специалиста.
На мой взгляд, процесс подготовки кадров можно ускорить, увеличив покрытие ИТ-сектора средним техническим образованием. Длительность обучения в техникумах короче, скорость адаптации программ может быть выше, не специальных предметов меньше, а значит можно дать больше практики.
Мария Манакова (MTS AI): Подготовка специалистов по новым профессиям - это непростая задача, ведь стандартные учебные заведения не всегда успевают приспосабливаться к изменяющимся требованиям рынка. Университетам бывает сложно быстро вводить курсы и программы, которые соответствуют последним тенденциям.
Многие компании сами берут на себя подготовку будущих экспертов. Они организуют стажировки, тренинги и учебные программы, чтобы их сотрудники могли получить необходимые знания и навыки. Такой подход помогает оперативно восполнить пробелы в образовании и подготовить специалистов к рабочим задачам.
Юлия Богданова («Газинформсервис»): Сфера информационных технологий не стоит на месте, поэтому учебные заведения вынуждены выявлять потребность и новые тренды данной отрасли для подготовки востребованных кадров. По этой причине учебные заведения периодически адаптируют программы для подготовки новых ИT-профессий. Многие передовые ВУЗы сотрудничают с ИТ-компаниями, предлагая студентам прохождения практик и стажировок, что позволяет получить практический опыт во время учебы и понимать потребности индустрии. Также с появлением новых профессий растет число онлайн-курсов на различных платформах, что способствует развитию hard skills специалистов по тому или иному направлению.
Конечно, помимо теоретических знаний, полученных в процессе обучения, многому приходится обучаться на практике, работая по реальным кейсам компаний. Обычно компании охотно подготавливают таких специалистов в процессе работы, если имеется необходимый набор знаний и навыков.
Илья Петухов (Directum): В образовательных учреждениях хорошо обучать новым специальностям получается там, где активничает бизнес: реализуют совместные кафедры, в обучении участвуют преподаватели с реальным рыночным опытом и т.д. На это настроены крупнейшие передовые вузы. Остальным нужно подтягиваться.
Конечно, есть и рыночные механизмы: платные курсы и тренинги. Есть курсы повышения квалификация на государственном уровне. Национальная программа «Образование», проект «Профессионалитет» нацелены на то, чтобы готовить востребованные кадры на всех уровнях.
В целом новые профессии - это не фантастика, а вполне достижимый уровень знаний. Условный учитель средней школы с сильными аналитическими навыками может переквалифицироваться в AI-тренера.
Вадим Сабашный («ЛАНИТ-ТЕРКОМ»): Помимо имеющихся глубоких знаний и умений, касающихся непосредственно профессиональной области, то есть hard skills, а также релевантного опыта, прежде всего важно развивать компетенции, которые выделяют вас среди других кандидатов. Например, экспертность в узкой нише или конкретной сфере – финтех, электронная коммерция, искусственный интеллект, блокчейн, кибербезопасность или биотехнологии.
В некоторых проектах, в которых необходимо работать на стыке технологий и отраслей, может оказаться важным кругозор специалиста и осведомленность о сфере, в которой осуществляется работа. Например, «ЛАНИТ-ТЕРКОМ» много лет занимался разработкой ПО как для медицинских компаний, так и для компаний из нефтегазовой отрасли. Хотя бы общие представления о специфике работы компаний-заказчиков из данных отраслей могли помочь сотруднику более точно понимать поставленные задачи, а соискателю – получить преимущество над конкурентами.
Если говорить о soft skills, то, безусловно, ценятся такие, как готовность и способность осваивать новые знания, быть адаптивным к изменениям, уметь анализировать ситуацию и задачу, развивать коммуникабельность и технологии процессов, умение оперировать множеством задач и стрессоустойчивость соискателя. Кроме того, с учетом развития удаленной работы важно умение правильно организовать рабочие процессы как со стороны работодателя, так и со стороны сотрудника. Самодисциплина – это один из ключевых навыков.
Виктория Соловьева (CleverData): Чтобы быть востребованным специалистом в IT-сфере, нужно обладать не только техническими знаниями, но и уникальными компетенциями, которые выделяют вас на фоне конкурентов. Важно развивать в себе креативность, коммуникативные и аналитические навыки, а также личностные качества.
По техническим компетенциям я бы выделила следующие ключевые направления:
Помимо технических компетенций, крайне важны креативность и инновационный подход к работе: способность генерировать новые идеи и решения, выходить за рамки стандартных подходов, умение применять свои знания и навыки для достижения конкретных результатов.
Коммуникативные и аналитические навыки: опыт работы в управлении проектами, координации команды, способность четко и ясно излагать свои мысли как в письменной, так и в устной форме, умение анализировать данные, оценивать информацию, выявлять слабые места и предлагать решения.
Из личностных качеств я бы выделила умение брать ответственность за свои действия и решения, внутреннюю мотивацию, стремление к профессиональному росту.
IT-сфера динамично развивается, поэтому важно быть способным быстро усваивать новые знания и технологии, иметь желание узнавать и использовать их на практике, быстро адаптироваться к изменениям и работать в динамичной среде.
Сочетание всех компетенций дает реальное преимущество на рынке труда. Поэтому необходимо сфокусироваться на развитии своих сильных сторон, постоянно изучать новые технологии, учиться эффективно коммуницировать и работать в команде.
Алеся Аргутина (НОРБИТ): Глубокие знания предметной области, опыт работы с новейшими технологиями, умение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и принимать решения на основе данных. Кроме того, важными становятся коммуникативные навыки, умение работать в команде и желание учиться. Сейчас в тренде непрерывное обучение.
Анна Водолазская (Академия Softline): Рынок сейчас остро нуждается в специалистах, владеющих импортозамещающими технологиями. Это связано с необходимостью перехода на российские решения в области операционных систем, баз данных, информационной безопасности и других критически важных сфер ИТ. Такие компетенции являются критически важными для обеспечения проектов импортозамещения.
Ключевую роль при трудоустройстве также играет наличие у специалиста сертификаций по российским программным продуктам, позволяющих официально подтвердить профессиональные навыки и компетенции. С помощью сертификатов работодатели могут объективно оценивать уровень подготовки соискателей и эффективнее планировать кадровые ресурсы для задач импортозамещения.
Камиля Камальдинова (ICL Services): Конечно же, не стоит думать так, что если я буду знать и уметь вот этот один навык, то буду иметь высокую востребованность и уровень оплаты. Эти параметры складываются из комбинации софтов и хардов (soft skills and hard skills).
Я бы хотела привести примеры некоторых хард и софт компетенций, которые точно увеличат шансы специалиста быть нанятым в крупную компанию с высоким уровнем оплаты:
Павел Иванов («Рексофт»): Если говорить про техническую составляющую компетенций, то в первую очередь востребованы навыки в области кибербезопасности, анализа данных и бизнес- и системной аналитики, экспертиза в области ИИ, IoT, машинного обучения и блокчейн, а также DevOps, MLOps, SeqOps и другие специалисты. В области Soft Skills работодатели ценят адаптивность и способность к быстрому обучению, понимание бизнес-процессов и отраслевой специфики, навыки эффективной коммуникации.
В целом, можно сказать, что любой специалист, обладающий релевантным опытом, всегда будет востребован на ИТ-рынке. Отрасль развивается гораздо быстрее, чем растет количество потенциальных соискателей.
Мария Манакова (MTS AI): Умения AI-тренера и промпт-инженера делают их очень востребованными и высокооплачиваемыми специалистами. Эти люди должны хорошо разбираться не только в технике, но и в бизнесе, чтобы понимать задачи компании и развивать модели ИИ и языковые модели правильно.
Чтобы быть успешным AI-тренером или промпт-инженером, нужно обладать следующими навыками:
Юлия Богданова («Газинформсервис»): Новых ИТ-профессий достаточно, и каждая из них требует уникальных компетенций в части hard skills. К примеру, если рассматривать специалистов по кибербезопасности, необходимо знать сетевые технологии, современные системы защиты информации, обладать навыками криптографии, уметь проводить аудит безопасности, выявлять уязвимость, а также уметь работать с системами мониторинга безопасности.
Хотелось бы отметить, что гибкие навыки также очень важны для работодателей. Ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили, что «гибкие навыки» - это 85 % успеха человека в профессии, на «жесткие навыки» отводится лишь 15 %. Необходимый набор soft skills может отличаться в зависимости от конкретной должности и ценностей компаний, но наиболее популярные и универсальные из них - это умение работать в команде, креативное мышление, гибкость и адаптивность, коммуникационные навыки. Эти компетенции делают специалистов востребованными и конкурентоспособными на рынке труда.
Вадим Сабашный («ЛАНИТ-ТЕРКОМ»): Все, что связано с ИИ, рано или поздно станет массовым. Сейчас рынок заинтересован в специалистах экспертного уровня для формирования ядра команды и обучения младших коллег. Когда этап формирования команд завершится, начнется расширение за счет менее квалифицированных специалистов.
Виктория Соловьева (CleverData): На мой взгляд, массовые профессии в ближайшем будущем ‒ это специальности, связанные с цифровой безопасностью, данными, облачными технологиями, мобильными приложениями и маркетингом (digital-маркетинг, SEO/SEM, SMM, контент-маркетинг).
Не могу не отметить специалистов по метавселенной, искусственному интеллекту, квантовым технологиям и биоинженерии, и, конечно же, по программированию нейронных сетей.
Основные причины спроса на новые профессии заключаются в стремительном развитии технологий, изменениях в бизнесе, масштабном переходе в онлайн и росте инвестиций в IT.
Чтобы успешно строить карьеру в IT, важно следить за трендами рынка труда, развивать востребованные компетенции и быть готовым к обучению новым технологиям.
Алеся Аргутина (НОРБИТ): Все зависит от востребованности и массовости самой технологии. Чем больше проектов на ее базе реализуется, тем активнее спрос на конкретных специалистов. Прогнозировать развитие инноваций крайне сложно, динамика слишком высока. Например, еще пару лет назад о больших языковых моделях никто из обычных людей не слышал, а сейчас даже дети освоили ChatGPT.
Анна Водолазская (Академия Softline): В ближайшее время будет расти потребность в специалистах, владеющих импортозамещающими российскими технологиями. Это связано с необходимостью перевода критической информационной инфраструктуры на российские решения к 2025 году.
Ожидаем появление на рынке новых специальностей на стыке ИТ и смежных отраслей. Это могут быть специалисты по применению искусственного интеллекта в медицине, эксперты по цифровой трансформации промышленности, архитекторы умных городов и другие междисциплинарные профессии.
Для поддержки этих тенденций Академия Softline планирует расширять свои образовательные программы, включая в них курсы по перспективным технологиям и развитию soft skills, необходимых для успешной работы в быстро меняющейся ИТ-индустрии.
Камиля Камальдинова (ICL Services): На мой взгляд, массовыми в ближайшее время могут стать такие позиции, как:
Перспективные направления, которые могут развиваться в ближайшие годы:
Павел Иванов («Рексофт»): Объем инфраструктуры продолжает стремительно расти и ближайшее время следует ожидать увеличения количества специалистов в различных Ops-направлениях: Data Ops, SecOps, MLOps. Растет число специалистов по работе с генеративными моделями, их созданию, обучению и использованию. Думаю, через некоторое время все большее количество не ИТ-специальностей будут включать в себя использование данных инструментов. В текущих условиях роста инфраструктуры, совершенствования инструментов злоумышленников и усиления требований регуляторов все более востребованы специалисты по кибербезопасности. Спрос на них уже превышает текущее предложение рынка.
Если говорить о перспективах, на мой взгляд, вскоре на рынке будут востребованы специалисты по квантовым вычислениям ввиду развития квантовых технологий и их потенциального применения в бизнесе; специалисты в области нейротехнологий и инженеры по разработке нейроинтерфейсов; специалисты по этике в области ИИ, специалисты по биоинформатике, биоинженерии и новым технологиям связи для возрастающего количества устройств; эксперты по децентрализованным финансам - в связи с ростом технологий блокчейн и их применения в финансовом секторе.
Мария Манакова (MTS AI): Может ли массово появиться профессий AI-тренеров и промпт-инженеров в ближайшее время? Да, это вполне вероятно. Ведь искусственный интеллект и машинное обучение развиваются стремительно, и компании все больше инвестируют в эти технологии.
Это означает, что будет расти спрос на специалистов, которые могут работать с моделями ИИ и языковыми моделями, такими как AI-тренера и промпт-инженеры:
Юлия Богданова («Газинформсервис»): Сфера ИТ сегодня развивается стремительно. Сложно предсказать, с какой проблематикой или технологическим прогрессом мы столкнемся в будущем. Не исключено, что эти тренды приведут к возникновению новых ИТ-профессий, с которыми мы еще не знакомы.
На сегодняшний день искусственный интеллект все чаще применяется в решении рабочих задач, в силу этого возникает потребность в специалистах по работе с искусственным интеллектом. Такие специалисты нужны для автоматизации рутинных задач, анализа больших данных, разработки умных решений, оптимизации бизнес-процессов и не только. Полагаю, данная позиция вскоре сможет популяризироваться и стать массовой.
Илья Петухов (Directum): Думаю, что в ближайшие 5 лет эти профессии, связанные с ИИ, будут точно востребованы и поднимутся на пик уровня заработной платы. Потом, возможно, перейдут в разряд must-have или вообще исчезнут. Технологии будут совершенствоваться и дадут начало новым профессиям.
ICT-Online.ru: Большое спасибо всем за беседу!