О том, что Объединенная система моментальных платежей (ОСМП) вводит услугу по погашению банковских кредитов в платежных терминалах, "Ъ" рассказал гендиректор компании Владимир Лопатин. С 1 апреля в каждом терминале ОСМП можно будет оплатить кредит Альфа-банка и банка "Тинькофф. Кредитные системы". В дальнейшем к проекту планируется подключить и другие банки. "Новая услуга позволит увеличить средний годовой оборот терминала самообслуживания с $64,6 тыс. до $71,4 тыс.",— подсчитали в ОСМП. За счет новой услуги компания рассчитывает за год увеличить свой доход на 24% (на $578 млн).
ОСМП — лидер среди платежных систем, обеспечивающих процессинг пунктов приема платежей в России. На конец 2007 года сеть насчитывала 65 тыс. терминалов во владении 19 тыс. агентов. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), прием платежей в России осуществляется через 90 тыс. терминалов самообслуживания, оборот этого рынка — $5,7 млрд в год.
Сейчас основными каналами погашения банковских кредитов являются банковские отделения, банкоматы с функцией cash-in (порядка 6,9 тыс. по всей России), а также отделения Почты России (40 тыс. отделений). Погасить кредит в терминале самообслуживания до сих пор можно было только через систему "Элекснет". Но она предлагает услуги по погашению кредитов лишь в 2,6 тыс. своих терминалов.
Другие платежные системы не предоставляют услугу погашения кредитов через терминалы самообслуживания из-за особенностей российского законодательства. Согласно закону "О банках и банковской деятельности", для этого требуется банковская лицензия или договор с банком. Из систем платежных терминалов банковской лицензией обладает только "Элекснет". Остальные работают через агентов-предпринимателей.
Для обхода этого ограничения ОСМП планирует использовать схему, впервые примененную процессинговой системой "Рапида", но не получившую распространения из-за отсутствия широкой агентской сети. Суть схемы в том, что с помощью терминала совершается не прямое пополнение банковского счета заемщика, а приобретение так называемого предоплаченного финансового продукта (ПФП) наподобие карты для оплаты мобильной связи с фиксированным номиналом. Отличие в том, что ПФП для клиента существует не в физическом, а в виртуальном эквиваленте. При этом банк выступает продавцом ПФП, а платежная система — информационно-технологическим посредником в реализации банковского продукта. "Таким образом, агент платежной системы не совершает банковскую операцию, и ему не требуется ни лицензии, ни заключения договора с банком",— говорит председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ Борис Ким.
Банкиров заинтересовал новый проект ОСМП. В банке "Ренессанс кредит" выразили готовность к сотрудничеству, отметив, что пока в терминалах самообслуживания клиенты этого банка погашают всего 6% объема кредитов, через Почту России — 50%. По словам банкиров, преимуществом в погашении кредитов через платежные терминалы является круглосуточный режим их работы. Это может сократить процент технических просрочек, который, по экспертным оценкам, достигает 10-15% просроченной задолженности. При этом для заемщиков пользование новой услугой увеличит стоимость кредитов на размер комиссионного вознаграждения за перевод средств. Размер комиссии зависит от тарифной политики банка и варьируется от 0% до 5% от суммы платежа.
Внедрение услуги по приему кредитных платежей позволит платежным системам диверсифицировать набор предоставляемых услуг. Если сейчас 95% оборота этого сегмента занимают мобильные платежи, то в случае если примеру ОСМП последуют другие платежные системы, доля кредитных платежей может вырасти до 20%, что, по оценкам Бориса Кима, увеличит объем рынка на 40%. По информации "Ъ", третий по величине игрок на рынке — компания E-Port — уже собирается запустить аналогичную услугу через несколько месяцев.
Анна Дорофеева