Поправки к закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" были приняты в апреле и вступили в силу 1 августа 2014 года. По документу, те, кто занимается "организацией распространения информации в интернете", а также блогеры, на страницы которых зашли больше 3 тыс. посетителей в сутки, должны регистрироваться в Роскомнадзоре. Для гарантии раскрытия информации о блогерах в КоАП (ст. 19.7 "Непредставление сведений") предусмотрели санкции для провайдеров хостинга и ресурсов, которые обеспечивают размещение блогов (штраф 50-300 тыс. руб.). Президентский совет по правам человека (СПЧ) счел, что поправки ограничивают права блогеров, а уполномоченный по правам человека Элла Памфилова не исключила, что закон может быть обжалован в КС, и пообещала в этом поддержку.
На вчерашнем заседании рабочей группы по мониторингу закона о регулировании интернета представитель Роскомнадзора Мария Смелянская сообщила, что по состоянию на 17 ноября в реестре ведомства зарегистрированы 144 блогера. Еще 258 обращений о необходимости включения пользователей блогов в реестр поступило в Роскомнадзор от различных "физических и юридических лиц". Желающих записаться в реестр "добровольно" не нашлось. Напомним, что в интервью "Ъ" глава Роскомнадзора Александр Жаров говорил, что "для блогера" нарушение норм этого закона "не грозит абсолютно ничем", но "в ходе судебных или административных разбирательств" реестр позволит идентифицировать человека или организацию, которых "можно привлечь к ответственности, если они нарушают закон".
"Все те опасения, о которых мы предупреждали, полностью себя проявили",— сказал вчера глава СПЧ Михаил Федотов. В частности, он указал на неточности в определениях закона. Так, по его словам, "блогер — это человек", однако закон "с этим не согласен" и "говорит, что блогер — это "владелец сайта или страницы сайта в сети интернет"". "Тогда в реестр нужно записать и Совет федерации, и Центробанк, и магазин автозапчастей, сайты которых посещает более 3 тыс. человек в день. Вы не чувствуете, что понятийный аппарат несовершенен, что он толкает вас в какую-то бездну?" — обратился он к участникам обсуждения. "Необходимо описать блогера не как владельца сайта, а как владельца аккаунта на каком-то ресурсе",— согласился с ним блогер Николай Камнев.
Блогер Роман Романов предложил дать блогерам "новые права" по образцу прав журналистов, чтобы "вносить себя в список было выгодно". "Одновременно можно подумать над введением такой меры, как приостановка регистрации в этом реестре — аналог бана в социальных сетях. Так мы получим возможность управлять блогерами в той или иной степени, поскольку полученные ими права могут быть отобраны",— отметил господин Романов. Вице-президент Фонда открытой новой демократии Анна Федорова считает, что "уравнивание блогов и СМИ" выгодно прежде всего самим блогерам, для власти же закон о регулировании интернета "репутационно вреден". "Давление властей на блогеров, получивших статус СМИ, вызовет ответные обвинения в цензуре",— пояснила она.
Константин Добрынин согласен с необходимостью "наделения блогеров не только обязанностями и ответственностью за их неисполнение, но и определенными правами". "Однако эти права должны быть схожими с правами СМИ лишь отчасти. Должно быть разграничение между статусом журналиста и статусом блогера",— сказал "Ъ" сенатор. "Логичным" он назвал и предложение Михаила Федотова об уточнении понятийного аппарата закона. Госпожа Смелянская указала, что с момента вступления закона в силу прошло немного времени и говорить о его совершенствовании преждевременно. Однако господин Добрынин сказал, что идеи по корректировке закона будут обсуждаться в рамках весенней сессии и не исключено, что в итоге поправки лягут в основу "отдельного закона о регулировании социальных сетей".
Наталья Корченкова