Группа компаний "Акадо" (контролируется "Реновой" Виктора Вексельберга) заявила, что готова прекратить распространение некоторых каналов Discovery (дистрибутором пакета из пяти каналов компании Discovery Communications в России является ООО "Медиа Бродкастинг Груп", MBG), если с поставщиком не удастся договориться о новых условиях оплаты за контент. "Из-за девальвации рубля мы встали перед выбором: либо повышать цены для абонентов, либо договариваться с поставщиками зарубежных каналов о снижении лицензионных сборов",— объяснил "Ъ" вице-президент "Акадо" Михаил Силин. По его словам, с другими западными производителями контента оператор ведет аналогичные переговоры, назвать конкретные каналы он отказался. "Акадо" предлагает более 160 каналов, в том числе Eurosport, National Geographic, World Music Channel, Fashion TV, BBC World, CNN International, Hustler Blue и т. п.
По оценке господина Силина, в среднем по рынку лицензионные сборы составляют $0,2 на одного абонента в месяц. Из-за роста курса доллара операционные затраты на оплату этих сборов в средней цене базового пакета кабельных операторов в России сейчас составляют 40-50%, хотя до кризиса находились на уровне 20-30%, уточнил он. "Перезаключение договоров — не выход. Получается, если завтра доллар упадет, процесс (пересмотра цен.— "Ъ") придется повторить,— рассуждает гендиректор MBG Екатерина Переверзева.— Операторы терпят огромные убытки в связи с девальвацией рубля, но их долларовые платежи —-это не только лицензионные сборы, но и платежи вендорам за поставленное оборудование, и перечисления на закупку ТВ-приставок для абонентов и т. д.".
По предварительным оценкам iKS-Consulting, по итогам 2008 года в России насчитывалось 17,5 млн абонентов платного ТВ, объем этого рынка составлял $960 млн. Крупнейшими игроками по абонентской базе были "Национальные телекоммуникации" (доля — 26%), "Триколор-ТВ" (17%), АФК "Система" (13%), "Мультирегион" (5%), "Эр-Телеком" (5%), "Акадо" (5%), "НТВ плюс" (3%). По данным TNS Media Research, лидерами по накопленному охвату аудитории 4+ в период с мая по август 2008 года были такие каналы, как Discovery Channel (доля — 24,1%), РБК ТВ (22,7%), Animal Planet (21,3%), TV 1000 (20,5%), Ru.tv (18%), Eurosport (18%), ТДК (17,7%), МИР (13,5%), Jetix (12,5%), "Детский мир" (12,4%).
Переговоры с зарубежными каналами о снижении цен или иных компенсациях в связи с резким ростом курса валют к рублю сейчас ведет большинство кабельных операторов, опрошенных "Ъ". "Конечно, девальвация рубля негативно отразилась на величине лицензионных сборов, но пока эти платежи остаются в рамках утвержденного бюджета",— говорит директор по развитию "Мультирегиона" Алексей Петров. Гендиректор телекомпании "Стрим" (агрегирует и производит контент, в том числе для "Стрим-ТВ", которое с 2009 года входит в "Комстар-ОТС") Кирилл Легат уточнил, что, "как правило, все операторы заключают долгосрочные договоры, где-то на три года, и они не предполагают изменения финансовых условий". "Но с новыми для нас правообладателями мы ведем переговоры о возможности внесения корректировок при определенных условиях",— добавил он. По его словам, практика (например, разрыв отношений "Стрим-ТВ" и Eurosport) показывает, что "отказ оператора от какого-либо канала, даже самого рейтингового, не приводит к оттоку абонентов". Переговоры с иностранными каналами о снижении цен подтверждают в "Национальных телекоммуникациях" и "ЭР-Телекоме", не уточняя деталей.
Директор компании "Аскон" (представитель Eurosport в России) Александр Силин говорит, они готовы идти на уступки в виде отсрочки или перераспределения платежей для надежных партнеров, но о пересмотре финансовых условий договоров речи не идет. "В последнее время был переизбыток контента. Выходя на рынок, каналы вынуждены были выставлять сильно дисконтированные расценки. А скидки для вхождения в сеть крупных операторов иногда могли достигать 50%",— отмечает он. По мнению госпожи Переверзевой, оптимальным выходом для операторов было бы возвращение к расчетам с абонентами в условных единицах.
Анна Балашова