Вчера Motorola сообщила свои финансовые результаты за четвертый квартал и за весь 2007 год. Чистые убытки вендора за прошедший год составили 49 млн долл. (2 цента на акцию), в то время как в 2006 году компания показала чистую прибыль в 3,66 млрд долл. (1,46 долл. на акцию). Выручка за отчетный период составила 36,6 млрд долл., снизившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14,5%. Чистая прибыль за четвертый квартал упала на 84% и составила 100 млн долл. против 623 млн долл. годом ранее. Выручка уменьшилась на 18% и составила 9,65 млрд долл. по сравнению с 11,79 млрд долл. за четвертый квартал 2006 года.
Худшие результаты в Motorola показало подразделение по производству мобильных устройств (преимущественно телефонов) — его продажи за 2007 год снизились на 33% и составили 19 млрд, чистые убытки — 1,2 млрд долл. «Его восстановление потребует больше времени, чем ожидалось, и для этого понадобится большее количество ресурсов. Наша первоочередная задача — повышение прибыльности и расширение продуктовой линейки мобильных телефонов», — приводятся слова гендиректора компании Грега Брауна в официальном заявлении.
Кроме того, Motorola объявила прогноз на первый квартал текущего года — по оценкам компании, убытки составят от 5 до 7 центов на акцию (исключая издержки на сокращение персонала и некоторые другие расходы). Также производитель не исключает снижения своей рыночной доли. После объявления прогнозов акции Motorola упали на 16%. С октября 2006 года котировки компании снизились на 53%.
Опрошенные Bloomberg аналитики считают, что причинами плохих показателей стало предпочтение, которое оказали потребители Apple iPhone и Samsung Sync по сравнению с флагманской моделью Motorola — RAZR2. «В целом рынок чувствует себя хорошо, это проблемы Motorola», — говорит Майкл Вокли, аналитик Piper Jaffray. Он считает, что новому гендиректору компании необходимо будет расширить линейку мультимедийных моделей.
Мэтью Хоффман, аналитик Cowen & Co., считает, что уже в текущем году Sony Ericsson, сегодня занимающая четвертое место на мировом рынке, может вытеснить Motorola из тройки лидеров. По его подсчетам, Sony Ericsson показала 18-процентный рост поставок в четвертом квартале.
По данным Gartner за третий квартал 2007 года, лидером на рынке мобильных телефонов с долей 38,1% является Nokia, следом за ней идет Samsung (14,5%) и Motorola (13,1%). В третьем квартале 2006 года последняя занимала на рынке 20,7%, в то время как Samsung — 12,2%. Доля Sony Ericsson за отчетный период выросла по сравнению с 2006 годом с 7,8 до 8,8%.
Перемещение Motorola со второго на третье место стало причиной отставки гендиректора компании Эда Зандера, занимавшего этот пост в течение четырех лет. Под его руководством Motorola создала линейку телефонов RAZR, первая модель которой стала одновременно последним успешным продуктом компании. С 1 января текущего года главой Motorola стал Грег Браун, перешедший в компанию из разработчика сетевого софта Micromuse.
Валерия Комиссарова