Призрачная угроза. «Связьинвест» не оставляет планов стать «национальным чемпионом»

Сейчас позиции «дочек» «Связьинвеста» сильны только в сфере фиксированной связи. В сфере мобильной связи, которая названа главным приоритетом развития, ситуация оставляет желать лучшего. Сейчас «дочки» «Связьинвеста» занимают долю лишь 6% по доходам от услуг сотовой связи в России, притом что каждый из операторов «большой тройки» контролирует свыше 25%.

Чтобы стать «национальным чемпионом», компания может действовать двумя способами: органическое развитие и строительство собственных сетей или покупка крупных игроков телекоммуникационного рынка. Второй вариант глава Минкомсвязи Игорь Щеголев называл наиболее приоритетным — он бы позволил в короткие сроки ликвидировать отставание от лидеров рынка. При этом лучшим вариантом была бы покупка одного из операторов «большой тройки», что сразу бы дало холдингу помимо количественной прибавки допуск к московскому рынку. Купить МТС и «ВымпелКом» у «Связьинвеста» уже не получится — акционеры этих операторов наотрез отказываются продавать активы. Остается надежда на покупку «МегаФона». Предприниматель Алишер Усманов, владеющий 31,1% оператора, рассматривает возможность уступить свою долю «Связьинвесту». Объединение со «Связьинвестом» выгодно как акционерам «МегаФона», так и государству, считают представители компании «АФ Телеком», через которую г-н Усманов владеет оператором. Но другие акционеры «МегаФона» — TeliaSonera и Altimo — пока не высказывают сильного желания продать свои доли.


Рассматривается также покупка и одного из крупных региональных операторов— Tele 2, СМАРТС или «Мотива». Однако этот вариант не даст возможности в сжатые сроки создать полноценный федеральный оператор.


Еще один вариант — органическое развитие — практически не даст шансов «Связьинвесту» занять существенную долю на российском телеком-рынке. Компании придется активно вкладываться в ШПД-инфраструктуру, сотовую связь, а также магистральные каналы — инфраструктуры «Ростелекома» может не хватить для растущего объема трафика. «Связьинвест» готов и к такому развитию событий и уже пытается застолбить частотный диапазон, участвуя и побеждая в конкурсах на WiMAX-частоты. Этот ресурс в дальнейшем компания сможет использовать для развития сотовой связи четвертого поколения (4G) по технологии LTE.


«Без крупных покупок «Связьинвесту» вряд ли удастся составить серьезную конкуренцию «большой тройке». Идеальный вариант — покупка «МегаФона», при условии, что государство сможет помочь холдингу провести сделку. Но наиболее вероятный вариант развития событий — покупка крупного регионального игрока», — говорит аналитик ИК «Велес Капитал» Илья Федотов. Самостоятельно отнять серьезную долю у существующих игроков у «Связьинвеста» не получится, уверен аналитик. «Рынок уже поделен, затраты холдинга на развитие собственной сети будут значительными, а эффект — низким», — пояснил он.


«Действительно, значимые позиции занять «Связьинвесту» без покупки оператора «большой тройки» очень трудно. Проникновение превышает 140%, резервов для роста абонентской базы уже нет. Пытаться построить успешного оператора, переманивая абонентов у лидеров, и быть при этом финансово успешным, невозможно», — соглашается аналитик «Уралсиба» Константин Белов. По его мнению, хорошие стартовые позиции в LTE вряд ли помогут «Связьинвесту». «Позиции «большой тройки» очень сильны, и в первую очередь сейчас основное — это голосовые услуги, а для этого достаточно и GSM», — пояснил он.


Что же касается LTE, с одной стороны, «Связьинвест» будет иметь наилучший частотный ресурс, так как сейчас он уже получает частоты в регионах. У «большой тройки» же такого ресурса нет. С другой стороны, Илья Федотов считает, что полноценного внедрения четвертого поколения в России не стоит ожидать ранее чем через пять лет. «Пока к этому не готовы ни производители оборудования, ни абоненты, у которых просто не будет поддерживающих технологию мобильников», — пояснил Илья Федотов.


На рынке ШПД у компании, напротив, неплохие шансы укрепить лидерство. «30 млн абонентов голосовых услуг, которые сейчас есть у МРК, — это потенциальные пользователи ШПД», — считает Илья Федотов.


Заявленная синергия от реорганизации «Связьинвеста» составляет 30 млрд руб. Основные направления экономии — сокращение избыточного административного персонала и скидки при более крупных закупках оборудования. Есть и третий серьезный плюс для компании — более выгодные кредиты. Реорганизация «Связьинвеста» обеспечит компании высокий кредитный рейтинг, что даст ей возможность привлекать заемные средства в большем объеме и на более выгодных условиях, надеется генеральный директор «Связьинвеста» Евгений Юрченко. «Общая синергия может быть и выше, чем подсчитал «Связьинвест». Компания сможет по меньшей мере экономить 400 млн долл. ежегодно», — считает Илья Федотов.


В 2010—2011 годах «Связьинвест» намерен сфокусироваться на растущих рынках. В первую очередь холдинг будет развивать ШПД и мобильную связь. У компании есть планы и по развитию на рынке Москвы. ШПД планируется развивать на базе «Центрального телеграфа», при этом рассматривается возможность приобретений. По неофициальной информации, компания ведет переговоры о покупке с двумя столичными операторами — «Акадо» и NetByNet. Мобильную связь в Москве «Связьинвест» сможет развивать, получив «Скай Линк» в рамках сделки по обмену активов между АФК «Система» и государством. Но для полноценных услуг мобильной связи одного «Скай Линка» «Связьинвесту» недостаточно, поэтому холдинг рассматривает возможность запустить виртуальный оператор (MVNO) с одной из компаний «большой тройки». Помимо этих ключевых направлений бизнеса «Связьинвест» готов инвестировать и в другие менее крупные сегменты. Как сообщается в презентации для комитета по стратегии холдинга, «Связьинвест» интересует бизнес в сфере платного ТВ, а также центров обработки данных.


Александр Дементьев

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: WiMAX, Связьинвест, 4G