Патент на "технологию распространения рекламно-информационных изображений в момент входящего/исходящего звонка... SMS... MMS согласно медиаплану и анкетным данным абонента" выдан ООО "Суперфон" 26 ноября этого года. Копия решения Роспатента имеется в распоряжении Ъ. "Мы сообщали ведомству о наличии у 'ГДМ Групп' ('дочка' американской Global Direct Management.-- Ъ) похожей технологии, но в Роспатенте пришли к выводу, что наша технология уникальна,-- рассказал Ъ президент 'Суперфона' Олег Тетерин.-- Таким образом, я не вижу причин для уголовного преследования. Правда, коррумпированные правоохранительные органы оставляют это без внимания".
Олег Тетерин находится сейчас в федеральном розыске. В марте этого года представители ГДМ написали заявление в УБЭП ГУВД Москвы, утверждая, что "Суперфон" использует ровно ту же технологию распространения рекламы, что и Gigafone (брэнд ГДМ). Суть ее в том, что при получении на смартфон входящего вызова, SMS, MMS на его экране возникает рекламный баннер, за что абонент получает отчисления от компаний-рекламодателей.
По итогам проверки в начале мая Савеловская районная прокуратура возбудила уголовное дело по факту нарушения изобретательских и патентных прав (ст. 147 УК РФ, санкция -- до пяти лет лишения свободы). После нескольких патентных экспертиз 24 сентября прокуратура признала Олега Тетерина обвиняемым. Глава "Суперфона" Олег Тетерин прежде работал в "ГДМ Групп", после чего основал собственный бизнес.
По словам господина Тетерина, в патенте "ГДМ Групп" нет указания на то, что в рекламных кампаниях используются медиаплан, анкетные данные пользователей и специальная программа. "Более того, у них не запатентована доставка рекламы в момент получения SMS и MMS, хотя они, нарушая наш патент, это используют. То есть наши технологии не пересекаются. Американская 'ГДМ Групп', подкупившая правоохранительные органы, пытается таким образом убрать с рынка единственного конкурента",-- пояснил господин Тетерин.
Юридический представитель "ГДМ Групп" Александр Костанянц настаивает, что патент "Суперфона" не имеет никакого значения: "Мы не претендуем на его технологию. Мы утверждаем, что господин Тетерин во время работы в 'ГДМ Групп' ознакомился с технологиями компании и затем незаконно использовал их в собственном бизнесе".
Партнер "Байтен Буркхардт" Виктор Наумов полагает, что получение патента хотя и усиливает позицию "Суперфона", но не снимает обвинения с господина Тетерина: "Можно получить патент и одновременно нарушать чужой. Следствию предстоит выяснить, использовались ли технологии 'ГДМ Групп' при разработке технологии 'Суперфона'". По его словам, отсутствие патентных прав у "ГДМ Групп" на момент подачи заявления в настоящий момент при установлении факта нарушения уже не имеет принципиального значения.
Руководитель следственного отдела Савеловского следственного комитета при прокуратуре РФ по Москве Андрей Некрасов рассказал Ъ вчера, что господина Тетерина пока найти не удалось. "Обвинения в коррумпированности я не могу комментировать,-- заявил он.-- Если господин Тетерин так считает, то пусть пишет соответствующие заявления. Но для этого ему придется явиться в правоохранительные органы".
Эксперты отмечают, что компании борются за долю в крайне перспективном сегменте рекламного рынка. По оценке Brand Mobile, к 2009 году рынок мобильной медийной рекламы выделится в самостоятельное направление, при этом по сравнению с 2006 годом он вырастет более чем в 200 раз. Если в прошлом году его объем составлял всего $500 тыс., то в 2009 году он вырастет примерно до $123 млн. Олег Тетерин ожидает, что выручка "Суперфона" в этом году составит $3 млн.
Александр Малахов