Существует несколько подходов к запуску стартапа. Один из самых эффективных — концепция минимально жизнеспособного продукта (MVP).
Она предполагает, что на рынок выводится продукт с базовым набором функций и простым дизайном.
На практике новички часто используют обратный подход: насыщают приложение максимально возможным количеством функций уже на старте. Это проигрышная стратегия по двум причинам: на запуск стартапа требуется больше времени, а продукт оказывается неоправданно сложным и по этой причине неинтересным пользователем.
Что же нужно для успеха? Сделать продукт, полезный людям. Для этого важно понять, в чём они заинтересованы и как будут использовать приложение.
А как это сделать, угадать? Нет, провал сделанного наугад проекта практически неизбежен. Здесь поможет научный подход. MVP нужно рассмотреть, как гипотезу, которая нуждается в проверке.
Рассмотрим это на простом примере. Допустим, вы задумали приложение для ВУЗа. В нём будет журнал с оценками и домашние задания по всем дисциплинам.
Разработка MVP не должна начинаться с описания функций. Начать стоит с изучения интересов и возможностей целевой аудитории.
На первом этапе нужно узнать:
Это вопросы, связанные непосредственно с потребителями. Но важно подняться и на уровень выше и прояснить:
Начать исследование можно не с анкетирования, а с обычных разговоров с потенциальными потребителями. Но важно сформулировать и донести до них идею проекта и составить список вопросов.
Не стоит ждать, что студенты и преподаватели с радостью поддержат ваши начинания. Неготовность к изменениям — проблема, которая возникает при внедрении даже самых перспективных (в теории) проектов.
Да, мир меняется быстро. Еще десяток лет назад дистанционное обучение казалось чем-то недостижимым. Хотя многие с удовольствием освоили бы новые профессии в удобном онлайн-формате. Понимание того, что это возможно, пришло не сразу. И работающие решения, устраивающие как учащихся, так и преподавателей, появлялись постепенно.
Поэтому перед запуском нового проекта важно выяснить и степень заинтересованности аудитории, и их готовность к изменениям.
После общения с потенциальными потребителями обсудите результаты со своей командой. И задайте себе главные вопросы:
Именно ответы на эти вопросы и определяют то, что стоит включать в MVP. И заметим, что уникальность не определяется дизайном, брендом, ценой и даже функциональностью. Это должно быть нечто большее.
Определить минимальный набор функций, необходимый при запуске проекта, поможет принцип Парето. В применении к стартапу его можно переформулировать так: «Включайте в MVP функции, в которых заинтересованы 80% пользователей».
Вернёмся к нашему примеру. Допустим, кто-то предлагает включить в приложение график загруженности преподавателей. Нужна ли эта функция 80% пользователей? Вряд ли. То есть, затраты времени и сил на её внедрение в startup не будут оправданы. В дальнейшем можно провести опрос пользователей и узнать, нужна ли она им и почему. И, если функция окажется востребованной, включить её в одно из обновлений.
Это благотворно скажется и на репутации бренда — продемонстрирует отклик на запросы целевой аудитории.
Избыточная функциональность на начальном этапе — зло, в этом вы уже убедились. Но как быть, если работа с фокус-группами не помогает уменьшить количество функций? Подумайте, возможно имеет смысл сузить целевую аудиторию. Например, ориентировать приложение только на технические вузы.
Если сразу сориентироваться не получается, обратитесь к своему опыту. Вспомните годы учёбы. Или взгляните на проект с точки зрения своих сегодняшних интересов. Возможно, ваши потенциальные клиенты — не учащиеся высших учебных заведений, а семьи с детьми, которые занимаются на курсах? Или репетиторы, которые готовят к ЕГЭ и их ученики?
Какие параметры нужно учитывать при создании MVP?
Феномен сетевого эффекта известен всем маркетологам. Ценность сети возрастает с ростом числа её пользователей. При достижении определенного их количества, называемого критической массой, рост становится самопроизвольным. Но задача осложняется тем, что для некоторых продуктов важны потребители, сосредоточенные в определённых физических локациях. Что это за локации в применении к вашему продукту?
Приложение должно приносить прибыль. Да, это не единственная цель его создания, но лишь в очень немногих случаях имеет смысл развивать и поддерживать убыточные или выходящие в ноль проекты. И сервис для хранения оценок и домашних заданий — однозначно не такой случай. Поэтому сразу стоит определить, кто же будет платить и на каких условиях. Наличие каких функций сделает платный продукт привлекательным для студентов? А для преподавателей? На каких условиях учебное заведение согласится участвовать в финансировании проекта?
Может показаться, что социальные функции нужны каждому сервису. Но это не так. Нужно серьёзно подумать, нужны ли они в вашем проекте в перспективе и стоит ли добавлять их на этапе запуска MVP.
Попытка предоставить пользователям максимальную функциональность уже на начальном этапе не приведёт к желаемым результатам. Равно как обречено на провал стремление окупить затраты и даже получить прибыль сразу после запуска проекта.
Стратегия, которая приведет к успеху, — это минимализм на старте и регулярное добавление нового функционала.
Вот ещё несколько аргументов за такой путь развития:
Начните с небольшого количества функций, реализуйте их качественно и приготовьтесь к диалогу с пользователями. Прислушиваясь к их желаниям и постоянно расширяя функционал, вы обязательно создадите приложение, которое улучшит жизнь тысяч людей. Существует ещё одно интересное понятие бутстрэппинг стартапа — это один из способов финансирования проекта за свой бюджет, но об этом расскажем в следующей статье.