Автоматизация обучения. Технологии, опыт российских компаний, комментарии экспертов ИТ-рынка

Автоматизация обучения. Технологии, опыт российских компаний, комментарии экспертов ИТ-рынка
Автоматизация обучения делает образовательный процесс более удобным для всех его участников. В сегодняшних условиях она становится естественным шагом для компании, способом освободить ценное время ее сотрудников и избавиться от рутинных действий. Вопрос уже не в том, можно ли без нее обойтись, а в том, что и как автоматизировать, чтобы образование было качественным. Об автоматизации обучения за круглым столом ICT-Online.ru беседуют эксперты компаний «Газинформсервис», Т1 Цифровая Академия, «Интерпроком», МТС Digital, ICL Services, «СёрчИнформ», ЛАНИТ и Softline.

ICT-Online.ru: Почему стало важным автоматизировать процесс обучения, какие новые возможности это открывает? Можно ли обойтись совсем без такой автоматизации и в каких случаях?

Руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений компании «Газинформсервис» Сергей Полунин: Со временем обнаружилось, что традиционные методы обучения, вроде учебных курсов или семинаров, хоть и работают по каким-то отдельным направлениям, но зачастую страдают от отсутствия индивидуального подхода. Лекции могут быть перегружены ненужной информацией, а такой классный способ, как менторство или наставничество, слишком зависит от навыков и знаний конкретного ментора. Автоматизация как раз позволяет решить эти задачи и подстроить обучение под конкретного человека, структурировать данные, которые получает сотрудник, и отслеживать его прогресс на всем этапе обучения. Обойтись без автоматизации можно, особенно если речь про какие-то уникальные компетенции, которые сложно формализовать в рамках учебного процесса. Однако если речь идет о массовом обучении, то без автоматизации сегодня уже не обойтись.

 

Руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений компании «Газинформсервис» Сергей Полунин.

Руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений компании «Газинформсервис» Сергей Полунин.

Фото предоставлено компанией «Газинформсервис»

 

Директор по развитию Т1 Цифровой Академии Алексей Куташев: Автоматизация обучения приобрела высокую значимость, поскольку она позволяет сделать процесс более удобным для каждой стороны. Он индивидуализирует подход к каждому ученику и снижает нагрузку на преподавателей. Новые возможности, которые открывает автоматизация - доступность из любой точки мира, упрощенный анализ сильных и слабых сторон студентов, построение учебного процесса под ученика и предиктивный мониторинг. Администраторам это позволяет формировать базы данных студентов, автоматизация учета, рекрутмента студентов и преподавателей, финансовых расчетов, управление учебными программами и расширение предложения через OPM платформы.

 

Директор по развитию Т1 Цифровой Академии Алексей Куташев.

Директор по развитию Т1 Цифровой Академии Алексей Куташев.

Фото предоставлено компанией Т1 Цифровая Академия

 

Директор проектов компании «Интерпроком», доцент кафедры информационных систем Института информационных систем ГУУ Анна Терехова: В контексте образования автоматизация предполагает выполнение функций учебного процесса с использованием современных технологий, освобождая больше времени преподавателей для качественного преподавания и обучения и помогая студентам оптимизировать свое время, чтобы сосредоточиться на достижении академических и учебных целей.

 

Директор проектов компании «Интерпроком», доцент кафедры информационных систем Института информационных систем ГУУ Анна Терехова

Директор проектов компании «Интерпроком», доцент кафедры информационных систем
Института информационных систем ГУУ Анна Терехова.

Фото предоставлено компанией «Интерпроком»

 

Необходимость автоматизации в обучении обусловлена теми же причинами, что и автоматизация любых процессов - замена рутинных и трудоемких операций и задач, повышение производительности, сокращение временных и стоимостных затрат, повышение качества работы. И вопрос скорее не в том, можно ли совсем обойтись без автоматизации, а в том, что и как автоматизировать, чтобы образование было качественным, и его оснащенность соответствовала лучшим современным требованиям и стандартам обучения.

HR-директор МТС Digital Лия Королева: Цифровая среда диктует новые правила жизни и работы. Автоматизация HR это уже давно гигиенический минимум для работы с сотрудниками. Автоматизированная система управления талантами позволяет создать сквозной процесс найма, оценки, обучения и развития. За счет создания сквозного процесса мы получаем полную картину по каждому сотруднику, которая доступна «по клику» как самому сотруднику, так и его руководителю - это не только удобно, но и позволяет отслеживать все изменения, которые происходят с сотрудником, и оперативно на них реагировать.

 

HR-директор МТС Digital Лия Королева

HR-директор МТС Digital Лия Королева.

Фото предоставлено компанией МТС Digital

 

Каждый руководитель может отслеживать процесс профессионального развития сотрудников, а специалисты - компетенции, которыми необходимо обладать, чтобы перейти на более высокую позицию или изменить стек.

Помимо этого, такая система эффективна при формировании индивидуального плана развития. Сотрудник имеет возможность самостоятельно анализировать свой профиль на предмет сильных и слабых сторон, консультироваться с руководителем по нужному вектору развития, после чего система предлагает необходимый образовательный контент.

Важно, чтобы все это было доступно из одного окна, обучаться можно было бы в любое время и в любом месте. В результате такой продукт позволяет удовлетворить запрос молодых специалистов на work&life blend.

Руководитель отдела обучения ICL Services Алеся Бикбулатова: Автоматизация процесса обучения – естественный шаг для компании в сегодняшних условиях. Когда мир быстро меняется, появляется необходимость учить и переучивать людей постоянно. А тренд на сокращение времени работы сотрудника в одной компании требует быстрой адаптации приходящих новичков. К тому же автоматизация делает процесс обучения кастомным для сотрудников, позволяет использовать микро-обучения в условиях нехватки времени, учиться в любом месте и с разных носителей. Если в компании есть команды, работающие удаленно и живущие в разных часовых поясах, то не автоматизировать обучение невозможно.

 

Руководитель отдела обучения ICL Services Алеся Бикбулатова

Руководитель отдела обучения ICL Services Алеся Бикбулатова.

Фото предоставлено компанией ICL Services

 

Для крупных компаний еще актуальна проблема управления этим процессом и результатами обучения, что невозможно без автоматизации. Наверное, без нее можно обойтись в небольших стартапах и совсем маленьких командах, где все участники сами занимаются своей траекторией развития, и никто централизованно не управляет этим процессом.

Начальник отдела информационной безопасности «СёрчИнформ» Алексей Дрозд: Автоматизация – это эффективно и удобно. Особенно при обучении больших групп людей. Сравните, например, сколько знаний нужно было для эффективной и безопасной работы сейчас, а сколько 20 лет назад. Помимо экселей и вордов, теперь нужно обучаться цифровой гигиене, киберграмотности, технике «помодоро» и многому другому. Чтобы обучить всему этому, сохранив человеческий вид и сон, нужно перенести часть задач на машину, то есть заниматься автоматизацией. Кроме того, иногда вопрос в элементарной эффективности. Любые «ручные» действия, будь то проверка тестов или подкидывание теннисных мячиков, можно и нужно перенести на машину, освободив время и силы человека.

 

Начальник отдела информационной безопасности «СёрчИнформ» Алексей Дрозд

Начальник отдела информационной безопасности «СёрчИнформ» Алексей Дрозд.

Фото предоставлено компанией «СёрчИнформ»

 

Ещё один аргумент в пользу автоматизации – экономический. Использовать машинный труд выгоднее, чем человеческий. Потому что обучение с автоматизацией иногда просто дешевле.

Менеджер по продукту департамента корпоративных систем ЛАНИТ Олег Борецкий: На самом деле автоматизация обучения стала не просто трендом, а нашим способом освободить ценное время и избавиться от рутины. Технологии позволяют сосредоточиться на более важных вещах и, что самое главное, на творчестве.

 

Менеджер по продукту департамента корпоративных систем ЛАНИТ Олег Борецкий

Менеджер по продукту департамента корпоративных систем ЛАНИТ Олег Борецкий.

Фото предоставлено компанией ЛАНИТ

 

Если речь идет о массовом обучении, особенно когда оно масштабное и теоретическое, то автоматизация здесь просто незаменима. Она не только делает процесс более удобным, но и повышает его ценность для каждого участника. Это отличный инструмент, который позволяет сделать инвестиции в образование более оправданными и успешными.

Тем не менее в мире специализированных и нацеленных на практику программ, где каждый урок направлен на уникальные нужды ученика, автоматизация пока что отходит на второй план, но для массового обучения и теоретических курсов автоматизация является незаменимым инструментом.

Стремясь к более высокой эффективности, мы не можем игнорировать автоматизацию как важный инструмент на пути к успеху. Она помогает не только в обучении, но и в создании условий для его применения в реальной жизни, упрощая административные процессы и давая больше времени на практику и обратную связь.

Вот направления, которые мне хотелось бы выделить сегодня:

  • адаптация контента под потребности каждого обучающегося,
  • создание среды для отработки и закрепления знаний на практике,
  • упрощение административной рутины, например, как формирование планов обучения, зачисление на курсы, формирование обратной связи и рекомендаций.

Руководитель направления по развитию продаж и продуктовой экспертизы ГК Softline Ирина Янова: В первую очередь, автоматизация позволяет повысить эффективность процесса обучения, предлагая персонализированные образовательные программы для каждого сотрудника, учитывающие уровень его знаний и навыков. Кроме того, автоматизация делает обучение доступным для всех работников, независимо от их местоположения и расписания, позволяя обучаться через онлайн-платформы или мобильные приложения в удобное для них время.

 

Руководитель направления по развитию продаж и продуктовой экспертизы ГК Softline Ирина Янова

Руководитель направления по развитию продаж и продуктовой экспертизы ГК Softline Ирина Янова.

Фото предоставлено компанией Softline

 

Использование автоматизации также экономически выгодно, поскольку снижает затраты на проведение обучения, ведь большая часть процесса может быть проведена без необходимости физического присутствия тренера или преподавателя. Помимо этого, компания экономит на обучающих мероприятиях и материалах.

Еще одним преимуществом является то, что автоматизированные системы обучения легко адаптировать и модифицировать в соответствии с потребностями бизнеса и изменяющимися требованиями рынка. При этом компания может легко отслеживать прогресс обучения каждого сотрудника, проводить оценки знаний и умений, а также генерировать отчеты о продвижении и успехах в обучении.

Конечно, в некоторых случаях возможно обойтись без автоматизации, например, если компания небольшая и осуществляет обучение только нескольких сотрудников. Однако с ростом бизнеса и увеличением штата автоматизация становится более эффективным и экономически обоснованным решением для организации обучения и развития персонала.

ICT-Online.ru: Расскажите о наиболее интересных и востребованных технологиях и инструментах автоматизации обучения.

В компании «Газинформсервис» автоматизировано обучение по многим аспектам. Особенно эффективно решение по обучению новых сотрудников. Эксперты внутри компании создают курсы для своих коллег, чтобы делиться экспертизой. Такие курсы можно модифицировать на ходу под потребности бизнеса. Об этом рассказывает руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений компании «Газинформсервис» Сергей Полунин (см. интервью раздела «Газинформсервис» от 20 февраля 2024 г.).

Сергей Полунин («Газинформсервис»): Какие-то конкретные инструменты рекламировать не хочется, но можно выделить несколько классов таких решений. Во-первых, это системы управления обучением, так называемые LMS. Они как раз позволяют систематизировать все материалы, весь учебный контент, а также управлять и отслеживать предоставление курсов. Есть так называемые платформы eLearning, которые представляют курсы и материалы по конкретным продуктам, как правило, от самих авторов этих продуктов. И еще можно отметить просто онлайн-библиотеки, которые являются коллекциями различных курсов по всевозможным тематикам. Причем такие библиотеки часто работают по модели подписки, когда за какую-то фиксированную сумму в месяц или в год человек получает полный доступ ко всем материалам.

Алексей Куташев (Т1 Цифровая Академия): Наиболее интересные технологии в автоматизации обучения включают в себя элементы виртуальной реальности (VR), виртуальных наставников с применением искусственного интеллекта, цифровые лаборатории, цифровые кампусы, использование блокчейна для микроаккредитации и сертификации. Среди востребованных технологий можно выделить платформы управления обучением (LMS/LXP), онлайн-курсы, автоматизацию оценки знаний и навыков учащихся.

В компании «Интерпроком» для трансформации дискретного процесса обучения в непрерывный активно используют модель «самообучающейся организации». В ее основе нативный обмен знаниями в профессиональных цифровых сообществах. Например, новые сотрудники могут не только оперативно войти в курс дела, познакомиться и выстроить связи с экспертами компании, но и вносить свой вклад в копилку знаний, а одобрение коллег становится отличной мотивацией. Об этом рассказывает директор проектов компании «Интерпроком», доцент кафедры информационных систем Института информационных систем ГУУ Анна Терехова (см. интервью раздела «Интерпроком» от 19 марта 2024 г.).

Анна Терехова («Интерпроком»): Традиционными объектами автоматизации являются такие процессы, как документооборот, контроль посещаемости, выставление оценок, создание расписаний и т. д., которые достаточно просто можно создавать сегодня без особых познаний в программировании на основе no-code платформ. Достаточно широкое распространение получили системы управления обучением (LMS - Learning Management Systems), которые возникли из концепции электронного обучения e-Learning. Они представляют собой своеобразный командный центр управления преподавателя для организации программ обучения и развития, учебных материалов и ресурсов, заданий, тестов и контроля сроков выполнения, для администрирования, документирования и отчетности.

К числу современных трендов можно отнести использование технологий ИИ. Искусственный интеллект (ИИ) имеет сегодня большой потенциал для внедрения в сфере образования инновационных методов преподавания и обучения.

Использование роботизированной автоматизации процессов (RPA - Robotic Process Automation) или так называемых программных роботов для оптимизации таких задач, как обработка заявок на курс, сервисы обслуживания студентов, финансовые услуги и ведение документации, позволяет сотрудникам и преподавателям сосредоточиться на учебном процессе, а не административных вопросах.

Генеративный ИИ в образовании может помочь в создании контента, тестов и контрольных преподавателем, облегчая рабочую нагрузку и позволяя сосредоточиться на таком важном аспекте, как работа с учащимися, чтобы вдохновлять, направлять и конвертировать обучение в знания.

С помощью технологии искусственного интеллекта анализ учебных материалов может стать более простым, эффективным и интерактивным. Больше не нужно листать бесчисленные страницы или искать ответы в Интернете. Просто задавая вопросы по теме, вы получаете быстрые и точные ответы. Эта передовая технология обеспечивает простой и эффективный способ просмотра и сохранения информации, что делает ее новым рубежом в обучении. ИИ поможет студенту быстрее адаптироваться к процессу обучения и получить ответы на различные организационные вопросы.

Если еще недавно многие практические занятия относились к разряду очного обучения, то сегодня технологии дополненной реальности позволяют создавать обучающие тренажеры не только для пилотов, но технических специалистов различных специальностей, и даже хирургов.

Помощники ИИ позволяют специалистам по ремонту оборудования проводить сложные работы, даже если они столкнулись с ними в первый раз. ИИ помощник найдет необходимый видео-контент, инструкции и посоветует, к какому эксперту обратиться за консультацией.

МТС Диджитал - ИТ-компания внутри экосистемы МТС, обеспечивающая поддержку таких направлений, как Big Data, облачные сервисы Cloud, IoT, MTS AI и других. В 2022 году МТС Диджитал вошла в десятку самых привлекательных работодателей для студентов ИТ-специальностей по версии рейтинга карьерных ожиданий Best Company Award. Сегодня HR-директор МТС Digital Лия Королева рассказывает об автоматизации обучения (см. интервью раздела «МТС» от 18 марта 2024 г.).

Лия Королева (МТС Digital): Наиболее востребованным инструментом для автоматизации обучения является внедрение искусственного интеллекта в ИТ-процессы, связанные с образованием сотрудников и команд. Сегодня ИИ используется при построении персонализированного обучения, позволяет адаптировать обучающий контент в соответствии со знаниями сотрудника.

Также ИИ применяется для разработки базового шаблона образовательного материала - такие нейросети существуют уже сейчас. Использование при разработке образовательных курсов инструментов автоматизации, в том числе искусственного интеллекта, уже в ближайшее время позволит экономить до 25 % времени на обучении сотрудников.

Алеся Бикбулатова (ICL Services): Сейчас большинство компаний использует различные платформы и LMS-системы, которые позволяют управлять обучением. Благодаря таким системам есть возможность управлять большим объемом контента, обновлять его, составлять учебные конструкторы, кастомизировать обучающие треки, предоставлять сотруднику необходимый объем самостоятельности в рамках его образовательных целей и траекторий, вести на платформе и оценку, и обучение сотрудников. Так же многие используют чат-боты для адаптации и обучения, потому что это просто, быстро и удобно для самих сотрудников.

Раньше сотрудники Учебного центра «СёрчИнформ» «вручную» составляли курсы, преподносили материал, проверяли тесты. Сейчас некоторые базовые курсы автоматизированы. Записи лекций доступны для просмотра, тесты закрытого типа и практические задачи в формате CTF проверяет компьютер. Это освободило время и позволило модифицировать обучение под отдельные отрасли или компании. Об этом рассказывает начальник отдела информационной безопасности «СёрчИнформ» Алексей Дрозд (см. интервью раздела «СёрчИнформ» от 13 марта 2024 г.).

Алексей Дрозд («СёрчИнформ»): Наиболее частое – конструкторы тестов и вебинарные платформы. Они используются повсеместно, начиная от школ и университетов, заканчивая бизнесом и госсектором. Конструкторы тестов – простые опросники с функцией проверки закрытых ответов. Вебинарные платформы – сервисы для проведения онлайн-встреч с записью и выгрузкой происходящего.

Самое востребованное – платформы дистанционного обучения, их ещё называют eLearning. Это системы по типу «всё и сразу»: красивый интерфейс, LMS-ка, чат-бот, анализ действий пользователей и всё, что придет в голову разработчикам.

Интересное - ИИ и VR/AR. Перспективы, конечно, большие, но текущая реализация хромает. ИИ - галлюцинирует и требует специально созданного собрата для решения узкоспециализированных задач. VR/AR – слишком затратно и громоздко. Когда этих минусов не будет, тогда можно будет говорить об использовании ИИ и VR/AR в обучении или создании контента для него: иллюстраций, презентаций и графиков.

Олег Борецкий (ЛАНИТ): Сегодня самые захватывающие прорывы в технологиях связаны с языковыми моделями и киборгами. Хотя последнее направление развивается пока что не так активно, языковые модели (LLM) уже вносят значительный вклад в несколько ключевых аспектов нашей жизни, в том числе обучение. Вот три трендовых направления, в которых LLM играют всё более заметную роль:

  • Создание контента по запросу с помощью ИИ. Первое и, возможно, самое важное направление - это автоматизация создания образовательных материалов. ИИ может разработать учебный план, структуру курса, содержание, а также генерировать задания и тесты. Причем всё это в соответствии с заданным стилем и уровнем сложности. ИИ также помогает объяснить сложные концепции и находить дополнительные материалы для обучения
  • Виртуальные тренера. Согласно пирамиде обучения Дейла, лекции и самостоятельное изучение материала помогают усвоить лишь около 30 % информации, тогда как практическое применение знаний и обучение других увеличивают этот показатель до 90 %. Благодаря развитию LLM появилась возможность создавать виртуальных тренеров, которые помогают не только практиковать полученные знания, но и значительно улучшают их запоминание, предоставляя обратную связь по итогам тренировок.
  • LMS системы, снижающие рутину. В условиях нехватки опытных специалистов в некоторых областях развитие и удержание талантов становится ключевой задачей для многих компаний. Современные LMS (Learning Management System) не только обеспечивают доставку обучающих материалов, но и могут формировать персонализированные планы развития для сотрудников, стимулировать их к обучению на основе индивидуальных предпочтений и целей. Что уж говорить, что начался процесс интеграции LLM в LMS. Сейчас LMS помогают компаниям определять направления развития внутреннего обучения, делая его максимально полезным как для сотрудников, так и для самой организации.
Пример проекта Softline, связанного с автоматизацией обучения - развертывание для крупного информационно-образовательного центра on-premise версии решения МТС Линк. Были проведены настройка конфигурации платформы в соответствии с требованиями заказчика, интеграция с другими сервисами внутри компании, обеспечен безболезненный переход на новое решение. Об этом рассказывает Ирина Янова, руководитель направления по развитию продаж и продуктовой экспертизы ГК Softline (см. интервью раздела «Softline» от 20 марта 2024 г.).

Ирина Янова (Softline): Существует множество интересных и востребованных технологий и инструментов для автоматизации обучения. Например, Learning Management Systems (LMS) - системы управления обучением, которые позволяют создавать, адаптировать и распространять обучающие курсы и контент. Они помогают организовывать и автоматизировать процессы обучения, включая регистрацию обучающихся, присвоение заданий и отслеживание прогресса.

Виртуальная и дополненная реальность также имеют большой потенциал для автоматизации обучения. Эти технологии позволяют создавать интерактивные и увлекательные учебные среды, где студенты могут получать практический опыт и развивать свои навыки в реалистичных условиях. Помимо этого, широкое применение в автоматизации обучения находят аналитические инструменты искусственного интеллекта, которые помогают анализировать данные об учащихся и образовательном процессе, предоставлять статистику и отчеты о прогрессе, а также предлагать рекомендации и настраивать обучение в соответствии с потребностями каждого сотрудника.

Использование видеоконференций и онлайн-вебинаров для автоматизации обучения также показали свою эффективность. Например, с помощью таких инструментов, как МТС Линк, можно проводить обучение в режиме реального времени, включая лекции, презентации и взаимодействие с участниками обучения.

Помимо этого, крайне востребованы технологии для создания интерактивного контента. С помощью таких инструментов, как Ispring Suite, можно создавать интерактивные обучающие курсы, включающие в себя навигацию, вопросы-ответы, симуляции и множество других интерактивных элементов.

Это всего лишь некоторые из наиболее интересных и востребованных технологий и инструментов автоматизации обучения. С развитием технологий появляется все больше инноваций в этой области.

ICT-Online.ru: Какие еще участки образовательной деятельности могут быть автоматизированы в ближайшем будущем, для чего это нужно?

Сергей Полунин («Газинформсервис»): Очень интересно устроено обучение в сферах, к которым раньше было просто сложно подступиться. Например, обучение сотрудников организации основам кибербезопасности раньше не шло дальше демонстрации каких-то слайдов или бесед о необходимости менять пароли. Сегодня это полноценные тренажеры, где пользователей учат выявлять фишинговые письма, подозрительные файлы и тому подобное. Более того, за обучением может последовать проверка знаний, которая будет бесшовно вплетена в рабочий процесс, когда пользователь получит подозрительное письмо, а система обучения будет отслеживать реакцию пользователя.

Практика компании Т1 Цифровая Академия свидетельствует о высокой эффективности применения технологий автоматизации в образовательном процессе. Так, созданный для одного из крупных клиентов тренажёр для смартфона вобрал в себя управление проектами, командную работу, маркетинговые стратегии, процессы бизнес-анализа и многое другое. Курс прошли более 500 руководителей, а индекс их удовлетворенности (CSI) результатами составил 92 %. Об автоматизации обучения рассказывает директор по развитию Т1 Цифровой Академии Алексей Куташев (см. интервью раздела «Т1» от 5 марта 2024 г.).

Алексей Куташев (Т1 Цифровая Академия): С применением технологий ИИ образование будет все более персонализированным, а облачные технологии помогут с административными задачами. Возможно, возникнут образовательные агенты, которые будут вести студентов от детского сада до глубокой зрелости (lifelong learning), строить персонализированные обучающие треки, используя аккумулированные данные о сильных и слабых сторонах человека, его меняющихся интересах и жизненных обстоятельствах.

Анна Терехова («Интерпроком»): ИИ смещает акцент в образовании с передачи знаний на их создание и с группового обучения на индивидуальное персонализированное - в соответствии с потребностями каждого учащегося, его особым интересом, предпочтениями и скоростью усвоения материала. При этом у ИИ многообещающие возможности для отслеживания индивидуального прогресса каждого студента и адаптивного обучения.

Лия Королева (МТС Digital): В сфере обучения в ближайшее время стоит ожидать автоматизации разработки образовательного контента. Здесь вновь технологии ИИ приходят на помощь - они позволяют экономить ресурсы команд T&D на этапе проектирования образовательных курсов и подготовки материалов.

Сейчас большинство компаний использует различные платформы и LMS-системы, которые позволяют управлять обучением. Так же многие используют чат-боты для адаптации и обучения. Еще один инструмент - грамотно автоматизированный онбординг - позволяет включить новичка и в процессы компании, и в ее культуру, может дать необходимые знания, поддержать и замотивировать на первые результаты в компании. Об этом рассказывает руководитель отдела обучения ICL Services Алеся Бикбулатова (см. интервью раздела «ICL Services» от 21 февраля 2024 г.).

Алеся Бикбулатова (ICL Services): Скорее всего, скоро обучением в качестве персонализированного помощника будет заниматься ИИ с дружелюбным интерфейсом для сотрудника. Думаю, что и с оценкой скиллов и разработкой траектории развития тоже в скором будущем он справится. Это скорее вопрос сроков и того момента, когда эта технология станет максимально доступной и не дорогой.

Алексей Дрозд («СёрчИнформ»): Как говорил один советский академик: «Если выяснится, что какого-то учителя можно заменить компьютером, то это нужно сделать немедленно». Отчасти я с этим согласен, но не стоит перегибать палку. Опыт, подход и эмоциональный интеллект человека невозможно перенести компьютеру. «Кибер-сенсей» сгодится для обучения базовым вещам, но может убить мотивацию учиться. Все же человеку нужна социальная и обратная связь, и желательно личный подход. Для этого пока что нужен человек.

Ирина Янова (Softline): Я считаю, что в ближайшем будущем могут быть автоматизированы следующие участки образовательной деятельности:

  1. Оценка и анализ успеваемости обучающихся. При помощи алгоритмов искусственного интеллекта можно разрабатывать системы, которые автоматически анализируют успеваемость учащихся и предоставляют детальную обратную связь для улучшения обучения.
  2. Индивидуализированное образование. При помощи автоматических систем, основанных на анализе данных и алгоритмах, можно предоставлять обучающимся индивидуализированные учебные планы, материалы и задания, которые соответствуют их потребностям и уровню знаний.
  3. Разработка и проведение уроков и тренировок. Автоматизация может помочь в создании и разработке интерактивных электронных учебников, интерактивных уроков и тренировок, которые обеспечивают более эффективное и интересное обучение для слушателей.
  4. Административные задачи, такие как учет информации об обучающихся, управление расписанием и подготовка отчетов, также могут быть автоматизированы для упрощения работы педагогов и сокращения времени, затрачиваемого на административные задачи.

Автоматизация этих процессов поможет оптимизировать образовательную деятельность, повысить эффективность обучения и обеспечить более индивидуализированный подход к каждому слушателю.

 

Хорошо автоматизированный образовательный процесс

 

ICT-Online.ru: Идеально автоматизированный образовательный процесс – что это, какие компоненты он может включать?

Сергей Полунин («Газинформсервис»): Идеальный автоматизированный образовательный процесс – это такой процесс, который сам подстраивается под уровень компетенций обучаемого. Вряд ли кто-то приступает к изучению языков программирования или сетевых технологий, не имея вообще никаких представлений о них. Поэтому в идеале надо не тратить время на то, что и так известно, а фокусироваться на новом материале, при этом постоянно проверяя, как усвоен уже пройденный материал. Удобно, когда в процесс обучения органично вплетено различное тестирование знаний и мотивация для студента продолжать обучение.

Алексей Куташев (Т1 Цифровая Академия): Идеальный автоматизированный образовательный процесс должен представлять собой сочетание обучающих платформ, информативного визуального контента, искусственного интеллекта для персонализации обучения, базы данных для работы ИИ и уникального пользовательского опыта.

Он также должен включать работу менторов и наставников, поскольку без человеческого фактора в образовании все равно пока не обойтись.

Анна Терехова («Интерпроком»): Кто из студентов не мечтал получать знания во сне, чтобы проснувшись утром обладать полным объемом знаний, необходимых для успешной сдачи экзаменов – качественно, быстро, удобно, без особых усилий? Возможно, эта мечта может быть реализована в будущем с помощью ИИ, например, вживления устройства, наличие которого сделает его владельца экспертом в определенной области. Для смены профессии потребуется просто замена одного чипа на другой, а для повышения квалификации – просто обновление информации на устройстве.

Лия Королева (МТС Digital): Идеальный автоматизированный образовательный процесс - это единая LMS-система, которая соединена со всеми внутренними структурами компании: с процессом найма, оценки, развития и обучения сотрудника. Также нельзя забывать о системе дашбордов, которые необходимы для принятия решений.

Алеся Бикбулатова (ICL Services): ИИ в виде помощника, который встречает сотрудника в первый рабочий день, адаптирует, проводит периодическую оценку скиллов и прогресса, подбирает для него форматы и траекторию обучения, отслеживает мотивацию и вовлеченность, старается влиять на них для достижения результатов. Так же он, скорее всего, помогает подбирать и карьерную траекторию, основываясь на полученных данных.

Алексей Дрозд («СёрчИнформ»): Идеально автоматизированный образовательный процесс – минимально включающий в себя человека. Все обучение проходит в онлайне, ИИ генерирует картинки, презентации и кейсы. Данные обучающихся автоматически собирает и проверяет программа, а человек получает из этого «выжимку» и изменяет курс обучения. Если нужно упростить или усложнить курс, сделать его разнообразнее – поможет ИИ, который выдумает новые задачи.

Специалисты ЛАНИТ разработали Education Studio - комплекс инструментов для корпоративного обучения, включающий в себя передовые технологии Copilot и LMS. Также ведется работа над прототипом виртуального тренера, который в перспективе будет интегрирован в систему LMS. Об этом рассказывает менеджер по продукту департамента корпоративных систем ЛАНИТ Олег Борецкий (см. интервью раздела «ЛАНИТ» от 4 марта 2024 г.).

Олег Борецкий (ЛАНИТ): Кажется, что идеально автоматизированный образовательный процесс у каждого может быть своим. Однако если говорить в общих чертах, то он должен эффективно решать все задачи, связанные с обучением, и быть более продуктивным.

Сложность вопроса заключается в том, что цели обучения могут быть разнообразными, и, соответственно, механизмы автоматизации должны адаптироваться под различные требования.

Я убежден, что гармоничное сочетание новейших технологий с проверенными временем инструментами может стать золотой серединой. Не факт, что это идеальное решение для всех без исключения, но такой подход способен демонстрировать стабильные результаты и открывать новые горизонты для развития образования.

Ирина Янова (Softline): Думаю, что идеально автоматизированный образовательный процесс представляет собой инновационную систему, в которой используются самые передовые технологии для обучения и улучшения результатов обучающихся. Он может включать в себя:

  • Персонализированное обучение, где каждому слушателю предоставляется индивидуальный план обучения, соответствующий его уровню знаний и способностям. Благодаря использованию алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта система будет анализировать данные о каждом учащемся и предлагать оптимальные образовательные программы.
  • Виртуальные симуляции для развития практических навыков слушателей, где они могут экспериментировать и практиковаться без опасности или больших затрат. Это может быть особенно полезно для обучения в научных, медицинских или технических дисциплинах.
  • Систему непрерывного мониторинга и анализа прогресса, которая позволит преподавателям отслеживать достижения слушателей, идентифицировать области, требующие дополнительного внимания, и оперативно принимать меры по улучшению образовательного процесса в целом.
  • Виртуального преподавателя на основе искусственного интеллекта, который будет отвечать на вопросы учащихся в режиме реального времени, объяснять сложные концепции, предоставлять рекомендации и индивидуальное руководство.
  • Гибкость и доступность обучения, которая позволит студентам обучаться в любом месте и в любое время, обеспечивая доступ к учебным материалам и ресурсам через онлайн-платформы и мобильные приложения.

Идеально автоматизированный образовательный процесс предоставляет студентам и преподавателям все необходимые инструменты и ресурсы для эффективного и персонализированного обучения. Он создает стимулирующую и увлекательную среду, в которой обучающиеся могут достичь максимального потенциала и развить необходимые им навыки и знания.

ICT-Online.ru: Всем большое спасибо за беседу!

 

Изображение к лиду - freepik.com

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Интеграция, Кадры

Ключевые слова: МТС, автоматизация, Softline, IT-обучение, ЛАНИТ, Интерпроком, СёрчИнформ, ICL Services , Газинформсервис, Т1