В пятницу в Общественной палате состоялись слушания проблемы государственного регулирования перевозок легковыми такси в агломерациях и крупных мегаполисах. Участники обсуждения потребовали ужесточить ответственность онлайн-агрегаторов и диспетчерских служб, которые якобы фактически субсидируют перевозки, устанавливая цены ниже рыночных. Законопроект "О госрегулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси", уже прошедший первое чтение в Госдуме, должен придать таким сервисам правовой статус, они обязаны соответствовать стандартам, которых сейчас нет, считает глава комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автотранспортом Богдан Коношенко.
"Агрегаторы не несут затрат, которые несем мы: у них нет ни медосмотра водителей, ни их подготовки, ни обновления парка",— говорит гендиректор "Нового желтого такси" Феликс Маргарян.
Uber занимается незаконной предпринимательской деятельностью, настаивает финансовый директор "Мостакси" Дмитрий Киндря. "Uber B.V.— голландская компания, и это с ней заключаются договоры таким образом, что налоги в России не уплачиваются,— продолжает он.— Во Франции ее деятельность преследуется в уголовном порядке, надеюсь, и у нас это произойдет. Кроме того, сетевые диспетчерские активно работают с водителями, не имеющими права на извоз пассажиров".
Одновременно на сайте Федерации автовладельцев России (ФАР) было опубликовано обращение ее главы Сергея Канаева в Генпрокуратуру, Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и Общественную палату проверить сервисы заказа такси на предмет нарушения ряда законов. В частности, сообщает господин Канаев, субсидирование перевозок со стороны интернет-агрегаторов имеет все признаки состава преступления, квалифицируемого ч. 2 ст. 204 Уголовного кодекса "Коммерческий подкуп". Кроме того, ФАР просит обратить внимание, что Uber, "Яндекс.Такси" и Gett не выполняют обязанностей налоговых агентов по удержанию НДФЛ с выплат своим партнерам--юридическим лицам, которые, в свою очередь, осуществляют выплаты непосредственно таксистам.
Объем рынка таксомоторных перевозок только в Москве составляет около $1 млрд в год, примерно столько же или чуть меньше занимают частники, оценивал ранее "Яндекс". Для сравнения: в начале 2011 года доля нелегального извоза, по оценкам экспертов, достигала 80-90%. По словам замглавы столичного департамента транспорта Дмитрия Пронина, Москва выдала 55 тыс. разрешений для таксистов, количество нелегальных водителей снизилось на 70%.
Основные интернет-сервисы, соединяющие пользователей с водителями и берущие с таксопарков за свои услуги комиссию в 5-20% от суммы заказа,— Uber (данные по количеству подключенных автомобилей не раскрывает), "Яндекс.Такси" (около 20 тыс. машин) и Gett (16 тыс. машин). Все они отрицают обвинения, утверждая, что работают только с официальными таксопарками и диспетчерскими ("Яндекс.Такси"), лицензированными перевозчиками (Gett) или "с юрлицами (лицензированными транспортными компаниями) и индивидуальными предпринимателями — профессиональными водителями" (Uber). "Компания помогает стимулировать спрос на легальное такси, предоставляя возможность за пять-семь минут получить официальное такси по доступной цене",— подчеркивает гендиректор Gett в России Виталий Крылов. Uber не признает претензии в нарушении налогового законодательства, говорится в сообщении компании, а схема бонусов применяется для мотивации партнеров и для привлечения в систему лучших водителей.
В беседе с "Ъ" господин Пронин после слушаний сообщил, что департамент попросил правоохранительные органы проверить онлайн-агрегаторы: не нарушают ли они налоговое законодательство и не субсидируют ли поездки. Впрочем, уже вечером руководитель департамента и вице-мэр столицы Максим Ликсутов в эфире "России 24" заявил, что интернет-службы такси в Москве работают корректно и проблем с ними у городских властей нет. Не видит в работе сервисов интернет-такси проблем и ФАС, заявлял ранее замглавы антимонопольной службы Андрей Цариковский.
Роман Рожков