VNV стал новым совладельцем сервиса Busfor. Согласно отчету фонда, он вложил в проект $4 млн. VNV выкупил допэмиссию акций Busfor, пояснил “Ъ” cооснователь и CEO Busfor Илья Екушевский. Оценку компании в ходе сделки он не комментирует. Другие совладельцы Busfor — фонды Baring Vostok и «Эльбрус Капитал», а также сам господин Екушевский, по его словам, в сделке не участвовали. Таким образом, с 2014 года Busfor привлек $28 млн. В числе его инвесторов ранее были InVenture Partners, Intel Capital и фонд экс-мэра Киева Леонида Черновецкого Chernovetskyi Investment Group (CIG).
Busfor основан в 2012 году и работает в России, Украине, Белоруссии и Польше. В линейке разработанных компанией решений — система управления инвентарем перевозчика, система бронирования, обеспечивающая взаиморасчеты между перевозчиками и агентами, сайт и мобильное приложение. По собственным данным, около 7 тыс. перевозчиков продают через сервис автобусные билеты, услугами ежемесячно пользуются 4 млн человек. Компания получает 15% при продаже билета, средняя цена которого составляет $22. В этом году Busfor планирует продать 4 млн билетов, надеется Илья Екушевский.
Объем рынка автобусных перевозок в Восточной Европе и СНГ в Busfor оценивают в $9 млрд, но основной объем продаж происходит в офлайне. При этом доля онлайн-продаж растет кратно из года в год и в зависимости от страны займет от 2 до 5% по итогам 2018 года. Busfor прогнозирует, что к 2022 году доля онлайн-продаж может составить около 30%, причем в компании рассчитывают занять треть этого объема. «Перевод продаж билетов в онлайн создает огромный рыночный сегмент, но требует существенных усилий и инвестиций»,— признает Илья Екушевский. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2017 году выручка ООО «Басфор» составила почти 22 млн руб., чистый убыток — 193 млн руб. «Басфор» контролируется кипрской Aniforius Holding Limited.
В целом доля продаж билетов в онлайне очень низкая, полагает инвестиционный менеджер Фонда развития интернет-инициатив Павел Никонов. Сотрудничество перевозчика с агрегатором приводит к «каннибализации трафика» со стороны вокзала, отмечает он. По мнению собеседника “Ъ” в компании, работающей на рынке автобусных перевозок, большая его часть приходится на сектор заказных перевозок, плохо представленный в онлайне. «Доля онлайн-продаж, безусловно, растет, но в то же время динамику роста сильно сдерживают текущая законодательная база и избыточное регулирование отрасли,— говорит он.— Кроме того, на уровне регионов отрасль сильно коррумпирована, это серьезно ограничивает конкуренцию. В результате автовокзалы часто являются монополистами и не заинтересованы в перераспределении продаж в пользу онлайна».
Несмотря на это, онлайн-сервисы пытаются «раскачать» этот рынок. В 2017 году на него вышел «Яндекс», запустив собственный сервис по продаже билетов на междугородные автобусные маршруты. Кроме того, как писал “Ъ” 8 августа, на рынок междугородных автобусов и микроавтобусов выходит и карпулинговый сервис BlaBlaCar, также входящий в портфель VNV. Однако сегмент автобусных перевозок не сулит инвесторам быстрой прибыли портфельных компаний, предупреждают эксперты. «Busfor тратит несколько миллионов рублей в месяц на маркетинг, и судя по отчетности российского юрлица, пока это себя не слишком оправдывает. Может быть, на зарубежных рынках, где работает проект, ситуация другая, но в любом случае здесь игра вдолгую, и готовы ли ждать инвесторы, когда компания станет прибыльной, вопрос открытый»,— отмечает Павел Никонов.
Роман Рожков