О том, что "Ютинет.ру" разместит в первой половине этого года до 15% акций на ММВБ, "Ъ" рассказали в ИК "Финам", которая выступает организатором размещения. Привлеченные в результате IPO средства планируется направить на популяризацию бренда "Ютинет.ру" и развитие перспективных технологий в области поиска товаров и услуг, говорят в компании. Прежде всего речь идет о дальнейшем совершенствовании платформы выбора товаров, которая позволяет клиенту осуществлять поиск товара на разговорном языке (например, "белый ноутбук для мамы"), а также по целям его применения.
Директор департамента рынков капитала "Финама" Алексей Курасов говорит, что процесс подготовки к IPO находится в начальной стадии: "Сейчас мы изучаем денежные потоки компании и структурируем ее, времени на это достаточно. IPO пройдет в секторе инновационных и растущих компаний ММВБ (ИРК ММВБ)". Господин Курасов не комментирует предварительную оценку компании, ссылаясь на отсутствие готовой финансовой модели. Председатель правления "Финама" Владислав Кочетков рассчитывает на ориентировочную оценку в размере $100-120 млн, то есть объем размещения может составить $15-18 млн.
Источник, близкий к акционерам "Ютинет.ру", поясняет, что выводиться на биржу будет юридическое лицо — ОАО "Платформа "Ютинет.ру"", которое сейчас является ООО. ОАО будет на 100% владеть торговой компанией ООО "РитейлСистем". "В процессе размещения продаваться будет только допэмиссия, существующие акционеры выходить из компании не планируют. Акционеры рассчитывают на оценку всей компании в $70-100 млн",— отмечает собеседник "Ъ".
"Ютинет.ру" была создана в 2004 году. По данным источника, близкого к компании, 51% ОАО "Платформа "Ютинет.ру"" будет принадлежать управляющей компании IQ One, 26,7% — гендиректору компании Михаилу Уколову, 21,3% — финансовому директору Олегу Рыбалову, около 1% — IT-директору Давиду Галояну. Выручка "Ютинет.ру" по итогам 2010 года составила 1,06 млрд руб., EBITDA — 19 млн руб., рентабельность по EBITDA — примерно 1,8%.
По данным Data Insight, объем сегмента B2C электронной торговли в России составил в 2010 году 240 млрд руб. При этом доля интернет-торговли в суммарном розничном товарообороте составляет 1,6%. Этот показатель в 3,5-4 раза ниже, чем в большинстве стран Евросоюза и США: мировым лидером является Великобритания, где на интернет приходится более 10% продаж.
Вице-президент управляющей компании Rostok Capital Андрей Зубков считает, что при оценке "Ютинет.ру" ориентироваться на EBITDA нет смысла, так как компания находится в стадии активного роста. "В этом случае лучше ориентироваться на выручку. На мой взгляд, справедливой оценкой будет примерно полторы выручки (около $53 млн), две ($70 млн) — уже много. Хотя, с учетом того что инвесторы интересуются новыми акциями, не исключено, что могут разместиться и дороже",— рассуждает Андрей Зубков.
Первым интернет-магазином России, который проведет IPO, должен был стать Ozon.ru (выручка Ozon.ru в первом полугодии 2010 года составила 1,8 млрд руб.). Акционеры компании планировали провести размещение на LSE еще в 2006 году, но сроки сдвинулись на неопределенное время.
По данным фонда "Общественное мнение", осенью 2010 года около 5,9 млн человек заказывали или оплачивали товары либо услуги при помощи интернета. Согласно данным опроса "RUметрики" (июль 2010 года), пользователи наиболее охотно приобретают через интернет книги — 13% покупок. Второе место занимает одежда и обувь (11,9%), затем идут цифровая техника (11,8%), бытовая техника (11,6%) и компьютерное оборудование (11,2%).
Александр Малахов