«Билайн» не оставит 2G. Без внимания

Не смотря на то, что уходящий год на рынке сотовой связи проходил под знаком 3G, сотовые GSM-операторы продолжают активно развивать свои существующие сети второго поколения. В частности, вчера, 5 декабря, компания «ВымпелКом» («Билайн») объявила итоги развития здесь за 2007-й год по Московскому региону. Основной тренд – оператор сейчас фокусируется на точечной установке базовой инфраструктуры в местах концентрации потребления трафика.

Напомним, что GSM-сеть «Билайн» стартовала в Москве летом 1997 года. Первоначально она работала в диапазоне 1800 МГц, и к концу года включала 19 базовых станций в пределах Садового кольца. В октябре 1998 года у «Билайна» появились первые базовые станции в диапазоне 900 МГц, и была запущена первая очередь двухдиапазонной сети. На конец 2007 года в Москве и Московской области у компании насчитывается более 2,5 тыс. базовых станций, в процессе приемки – более 60, и в стадии строительства – около 600 БС. Напомним, что у «Билайна» по Московскому региону два традиционных поставщика – Ericsson и Alcatel-Lucent, в том числе и коммутаторов. Емкость последних сейчас составляет около 8 млн номеров. В свое время у столичного «Билайна» работала и D-AMPS-сеть, с которой оператор начинал свою работу в 1993 году. В 2003 году было заключено агентское соглашение с «Корбина Телеком». В конце 2006 года стало известно о готовящемся переводе абонентов D-AMPS на GSM-стандарт, что и было сделано к осени этого года. На пике их было около 40 тыс. человек, на момент закрытия оставалось менее 200, а остальные успешно мигрировали.

Как отметил технический директор ОАО «ВымпелКом» по Московскому региону Николай Нифонтов, на стратегию развития сети оператора влияет несколько факторов. В частности, Москва (10,6 млн человек) является вторым городом в мире по плотности населения, что приближает ее к азиатской урбанистической модели, нежели чем к европейской (например, первое место занимает Дели, третье – Джакарта, четвертое – Каир, а, например, Лондон находится на 16-м месте, Афины – на 18-м). Второй важный фактор – это изменение характера потребления услуг сотовой связи. Так, средняя длительность разговора абонента по сравнению с 2004-м года выросла в 1,4 раза (по данным «Билайна»), и составляет сейчас около 80 секунд. Кроме того, растет общий объем потребления услуг пакетной передачи данных по технологиям GSPRS и EDGE (их охват составляет 100 % сети «Билайна» в регионе), - динамика составляет в районе 15 – 20% в год. При этом, Николай Нифонтов обрисовал профиль активных потребителей услуги мобильного доступа в Интернет: это пользователи, которые специально приобретают вторую SIM-карту только для этих целей, а также – корпоративные пользователи, которые используют связку смартфон + приложения (почта и т.д.), и, наконец, те, кто активно пользуется wap-ресурсами «Билайна».

По оценкам самой компании, сейчас покрытие Москвы и областью сетью «Билайн» составляет около 99 %. Поэтому основной вектор развития сети в последнее время был направлен на увеличение ее емкости, при этом компания фокусируется здесь на местах наибольшей концентрации трафика. В частности, первый репитер был установлен компанией еще в 1999 году (в «Рамсторе»). Кроме того, «Билайн» использовал базовые станции с меньшей зоной покрытия при размещении антенн на высоте 50 – 100 метров, а например, с 2001 года, высота стала снижаться – до 10 метров. В этом же году был реализован первый in-door проект (то есть, размещение внутри здания) в области – в торговом центре «3 Кита». Сейчас в Московском регионе у «Билайна» реализовано более 300 таких объектов. В том числе, работа с in-door ведется и по запросам корпоративных клиентов, и объем таких заявок увеличился за 2007-й год в 1,5 раза. Срок развертывания таких минисетей составляет от 1-й недели до месяца. Один из крупнейших проектов здесь – здание «Федерация», один из крупнейших бизнес-центров. Москвы. Здесь особенность – совместная работа с другим GSM-оператором (МТС), при этом – это не первый такой шаг этих компаний: таким образом, в частности, был оснащен авто-центр «Москва» на Каширке, новое здание московской мэрии. Если говорить о партнерстве с другими сотовыми компаниями в плане совместного использования технических площадок для БС, то, напомним, что «Билайн» в свое время выступил одним из инициаторов такого подхода, и сейчас у него по Московскому региону насчитывается около 50 таких объектов.

Один из новых проектов, который был начат в 2007-м году – охват базовыми станциями МКАД. Как рассказал Николай Нифонтов, за последнее время в связи с заполнением кольцевой дороги автотранспортом и участившимися пробками, здесь резко возросло потребление трафика. Поэтому компанией было решено установить дополнительные БС, которые будут ориентированы вдоль шоссе. Это позволит не только увеличить емкость этого фрагмента сети, но обеспечить лучшую «передачу» абонента на движущемся автомобиле от одной базовой станции к другой («хэндовер»). Пока этот проект прошел стадию планирования, и установка станций начнется в ближайшее время. По предварительным подсчетам, всего потребуется около 70 БС, при этом будет обеспечен охват не только МКАД, но и ответвлений (Рублевское, Успенское и Международное шоссе ит.д.). «Проект МКАД» тесно связан с еще одной инициативой технического департамента «Билайна». Она направлена на установление сотрудничества с ведомственными структурами, владеющими большим количеством инфраструктурной недвижимости по Москве, которая может быть использована для установки БС. В частности, в указанном проекте по МКАД работа ведется с дорожными организациями и ГУП «Горсвет».

Кроме того, «Билайн» апробирует технологию точечной «засветки» верхних этажей высотных зданий (этот проект проходит внутри компании под именем «Верхние этажи»). Первый пилотный объект – обеспечение покрытия в ресторане «Седьмое небо» на Останкинской телебашне (он занимает три этажа на высоте 328-334 метров). Для того чтобы обеспечить точную засветку определенного объекта у основания здания размещаются антенны с направлением излучения вверх. При этом, используются специальные узконаправленные антенны, у которых угол обзора составляет не 60 градусов (как в случае с обычными панельными антеннами), а 2- 4 градуса. В течение 2008 года компания планирует таким образом обеспечить связь еще в около 30 зданиях, в частности, в той же мэрии, в комплексе «Алые Паруса», «Федерации» (высота башен которой – 354 и 242 метров).

Отдельный крупный проект – это развитие сети в московском метрополитене. На данный момент сейчас покрытие «Билайна» здесь составляет более 50 %, и это около 100 подземных станций и 60 туннельных перегонов. Расширение сети продолжается, и в течение 2008-го года оператор планирует охватить все станции метрополитена. Напомним, что строительство сотовой сети здесь затрудняется большим количеством согласований (метро относится к стратегическим объектам) и рядом других нюансов, например, необходимостью вести работы только ночью. Одна из новаций здесь – организация связи на всем протяжении туннеля (перегона) между станциями. Для этого используется специальный кабель, на который крепятся излучатели, и, в частности, такая схема работает у «Билайна» в Лефортовском туннеле. Напомним, что в свое время пилотный проект по совместному использованию операторами «большой тройки» излучающего кабеля в перегонах метро был запущен в Петербурге (ст.м. «Невский проспект» – «Сенная площадь»). В дальнейшем он был закрыт из-за необходимости больших инвестиций для запуска и поддержки такой инфраструктуры (в частности, кабель был излучающим по всей своей длине, плюс многомодовым, поддерживая частоты GSM, CDMA-450 и TETRA.) Эту тестовую зону поставила компания RFS.

Напомним, что 2007-й год стал годом сотовой связи «третьего поколении» 3G в России – соответствующие лицензии достались трем операторам «большой тройки». Пока же сеть в коммерческой эксплуатации работает только у «МегаФона» на ограниченной территории Петербурга (см. новость spbIT.ru от 25 октября 2007 г.). Что касается Московского региона, то на данный момент только МТС анонсировали первые шаги здесь – заключение договора на поставку оборудования (в этом качестве выступит Nokia Siemens Networks). Представители «Билайна» говорят пока только об идущем выборе вендора. Однако, как отмечают наблюдатели рынка, в ближайшее время вряд ли можно будет ожидать запуска услуг 3G в столице – здесь пока не произведены расчистки необходимых частот. Поэтому вопрос с развитием сетей 2G у GSM-операторов вряд ли будет терять свою актуальность еще достаточно долгое время.

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: Интернет, мобильный Интернет, новинки сотовой связи, вышка сотовой связи, маркетинг, Билайн, ВымпелКом, МТС, Билайн Москва, UMTS, 3G, WCDMA, EDGE, GPRS, GSM, 3G-телефон, МегаФон Центр, доступ в Интернет, Nokia, беспроводной Интернет, финансы, WAP-портал, USSD, операторы сотовой связи Москва, сотовые операторы Москвы, сотовые операторы, мобильные операторы, мобильные операторы Москвы, сотовые абоненты, абоненты сотовой связи, корпоративные тарифы Билайн, МТС Москва, управление инвестициями, инвестирование, финансирование, акция, продвижение, GPRS Internet, тарифы , SMS, Moskva, Санкт-Петербург, Moscow, программы лояльности, бонус