Опрошенные ComNews участники рынка мобильных платежей говорят, что успеют подготовиться к переходу на MNP в срок и в их сегменте проблем не возникнет. Как сообщила представитель QIWI Александра Высочкина, эта компания в настоящий момент готовится к тестированию механизма переноса номера. По ее словам, компания знакома с общими требованиями к системе адресации платежей и сейчас ведет переговоры с оператором базы данных перенесенных номеров – Центральным научно-исследовательским институтом связи (ЦНИИС).
"Наша основная задача - совместно разработать удобные и безопасные механизмы и форматы оплаты услуг сотовой связи для клиентов, – отмечает Александра Высочкина. – На данный момент система MNP находится в тестовом режиме и более детальная механика работы еще прорабатывается. Однако мы уверены, что к моменту запуска MNP в коммерческую эксплуатацию платежные инструменты QIWI будут отвечать всем новым требованиям".
Инфраструктура платежной системы Chronopay также готова к внедрению MNP, заверил пресс-секретарь компании Денис Дунюшкин. "Как только операторы дадут отмашку, мы включимся в работу", - говорит он.
В прошлый четверг платежные системы впервые участвовали в совещании по MNP, организованном ЦНИИС.
И.о. директора ЦНИИС Алексей Васильев заверил, что все работы по внедрению MNP будут выполнены в срок – до 1 декабря. "Доработка программного обеспечения проведена. Из девяти процессов на старте работ было подготовлено и реализовано семь. Оставшиеся два процесса согласованы. Документацию сегодня представим на заседании рабочей группы", - отметил Васильев.
Сотовые операторы не раз просили регулятора об отсрочке запуска услуги – по их словам, нормативная база не готова, многие аспекты работы услуги переносимости номера не учтены (к примеру, она не протестирована фиксированными операторами), и абоненты в итоге могут пострадать.
Об MNP знает примерно половина российских абонентов, и лишь чуть больше 20% планируют воспользоваться этой возможностью. Об этом свидетельствуют опубликованные вчера данные международного исследования EPSI Rating 2013. При этом индекс удовлетворенности россиян услугами сотовых операторов за год снизился на 7,4%, показатель лояльности – на 10,2%.
"Абоненты "МегаФона" наилучшим образом оценили работу своего оператора в прошедшем году, у компании самый высокий рейтинг среди компаний "большой тройки", - отмечается в материалах исследования. - Удовлетворенность и лояльность клиентов МТС самая низкая в отрасли, "Билайн" также показал существенное снижение удовлетворенности своих клиентов". У пользователей "МегаФона" этот показатель за год уменьшился на 3,6%, у "ВымпелКома" (бренд "Билайн") – на 8,9%, у МТС – на 10,3%.
Средний индекс удовлетворенности клиентов сотовых компаний составил 74,6 балла – это сопоставимо с уровнем 2007 г. Более низкое значение зафиксировано лишь в кризисный 2009 г.
Клиенты "МегаФона" остаются и самыми лояльными, с индексом лояльности в 80,9 балла. У других операторов этот показатель ощутимо "просел". Так, уровень доверия к деятельности "ВымпелКома" снизился на 15%, достигнув 70,4 балла. "Лояльность потребителей МТС в результате снижения удовлетворенности клиентов и ожидания отмены мобильного рабства упала на 11,4%, до уровня 73,3 балла, – отмечается в материалах EPSI Rating. – Снижение доверия абонентов Tele2 менее значительно, чем у МТС и "Билайна", - индекс лояльности упал на 8,9%, до 77,4 балла".
Наибольшую выгоду от внедрения MNP, по мнению экспертов, получат "МегаФон" и Tele2.
"Наши собственные оценки количества заинтересованных в переносе номера абонентов совпадают с оценкой EPSI, - рассуждает пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Юлия Дорохина. - При этом нужно понимать, что количество воспользовавшихся услугой будет меньше, чем количество абонентов, потенциально заинтересованных в ней".
Дорохина согласилась и с тем, что клиенты "МегаФона" более лояльны к оператору, чем абоненты других компаний. Что же касается снижения индекса удовлетворенности потребителей, то процент снижения незначителен и находится в рамках статистической погрешности, отмечает она.
Другие операторы не вполне согласны с методикой исследования. "Наиболее объективный показатель лояльности абонентов – это уровень оттока, - утверждает руководитель направления по взаимодействию со СМИ ОАО "МТС" Дмитрий Солодовников. - От услуг МТС при самой большой абонентской базе в стране отказывается наименьшее количество абонентов. Сейчас у МТС самый низкий отток среди операторов "большой тройки" - по итогам II квартала 2013 г. он составил всего 9,4%".
"Выводы агентства о том, какая часть абонентов собирается воспользоваться услугой MNP, сейчас, до начала массового предоставления услуги, носят несколько превентивный характер", - предупреждает Анна Айбашева из ОАО "ВымпелКом". По ее мнению, количество абонентов, которые планируют поменять своего оператора, будет варьироваться в зависимости от того, насколько активно компании будут привлекать "чужих" пользователей.
"Нам неизвестна методика расчета EPSI, - продолжает Айбашева. – Мы можем предположить, что на результат их измерения повлияло то, что "ВымпелКом" как раз сейчас активно строит и модернизирует сеть 3G, которая к моменту старта MNP обещает отвечать самым высоким требованиям со стороны абонентов. Мы не против введения MNP, а даже, наоборот, рассматриваем его как возможность привлечь новых абонентов в условиях насыщенного рынка".
На условиях анонимности один из участников рынка подчеркнул, что опрошенные EPSI Rating 1000 человек (по 250 на оператора) – "очень маленькая выборка" в масштабах страны.
Даниил Сидоров