Операторы действительно присматриваются к их бизнесу. «Система» уже полгода ведет переговоры с «Евросетью», «ВымпелКом» — со «Связным», «МегаФон» недавно провел due diligence третьей по величине сети Dixis. О планирующемся стратегическом партнерстве со связистами заявил и пятый в рейтинге дилеров — «Беталинк». Но трудность в том, что не все участники возможных сделок заинтересованы в них одинаково. Проще говоря, дилеры нуждаются в союзах с операторами куда больше, чем сами операторы.
Конечно, прямой выход на клиента сотовым компаниям не помешал бы. По мере насыщения рынка им все сложнее привлекать абонентов. Нужно продавать новые услуги, а независимые дилеры в этом не слишком-то заинтересованы. Однако плюсы приобретения сети салонов едва ли перевешивают минусы. У дилеров очень низкая рентабельность, отсутствует консолидированная финансовая отчетность (или она вызывает серьезные вопросы), полно юридических рисков, связанных со схемами поставок телефонов.
Словом, операторы в ситуации, когда и хочется, и колется. Неудивительно, что та же МТС взяла тайм-аут на раздумья. Сдвинуть переговоры с мертвой точки могла бы третья сторона — инвестор, который бы поверил в этот бизнес, правильно подал его операторам и разделил бы с ними риски. «Сами по себе дилеры портфельным инвесторам не слишком интересны, — говорит партнер Svarog Capital Partners Олег Царьков, — поскольку потенциал роста этого бизнеса ограничен». Зато партнерство как часть возможного тройственного союза с сотовым оператором выглядит вполне привлекательно. Но на такую сделку пойдет далеко не каждый инвестор. Нужен очень солидный партнер, который смог бы на равных разговаривать с Михаилом Фридманом (главой «Альфа-групп», являющейся одним из главных акционеров «ВымпелКома») или Владимиром Евтушенковым (основателем АФК «Система», владеющей МТС). Недаром среди потенциальных участников альянса МТС и «Евросети» называют ВТБ, а также структуры Рустама Тарико и Алишера Усманова.