ОЗПП обратилось в Замоскворецкий районный суд города Москвы с исковым заявлением к "МегаФону" с требованием прекратить нарушение прав неопределенного круга потребителей при списании денежных средств с абонентских счетов за несостоявшиеся звонки.
"Поводом для обращения в суд послужили многочисленные жалобы абонентов "МегаФона", которые обнаружили, что оператор сотовой связи стал взимать плату за автоинформирование пользователя о том, что вызываемый номер "недоступен или находится вне зоны действия сети". Ранее таких списаний операторы не производили и объясняют подобную практику необходимостью компенсировать возросшие издержки в период экономического кризиса", - отмечается в официальном сообщении ОЗПП.
ОЗПП считает, что подобные действия ответчика входят в противоречие с действующим законодательством в области связи и защиты прав потребителей.
Отмечается, что в случае удовлетворения иска сотовый оператор будет обязан прекратить данную противоправную практику и опубликовать по требованию истца судебное решение в СМИ для информирования широкого круга потребителей. Сами потребители получат возможность требовать возврата незаконно списанных сумм.
Руководитель пресс-службы "МегаФона" Юлия Дорхина отмечает, что в данный момент компания не получила уведомления об этом исковом заявлении. Она также подчеркнула, что "МегаФон" не взимает плату за несовершенные соединения, оплате подлежат только оказанные услуги.
"В соответствии с Правилами оказания услуг связи плата взимается за оказанные услуги или состоявшиеся соединения с абонентом или с оборудованием, заменяющим пользователя в его отсутствие и обеспечивающим обмен информацией, автоответчиком, телефонным аппаратом с функцией автоматического определения номера. Если абонент, которому совершается вызов, установил такое оборудование или заказал соответствующую услугу у оператора, то звонки на его абонентский номер будут тарифицированы с третьей секунды соединения в строгом соответствии с правилами оказания услуг. Также необходимо отметить, что абонент, подключивший эту услугу, может самостоятельно отключить ее в любое время", - говорит Юлия Дорхина.
По мнению юристов, требования ОЗПП имеют под собой правовую основу. Как отмечает адвокат Александр Титов, абонент, набирая номер телефона, совершает вывоз, то есть, по определению Правил оказания услуг телефонной связи, совершает действие в целях установления соединения своего пользовательского оборудования с пользовательским оборудованием другого абонента. "Соответственно и ответом на это действие является ответ вызываемого абонента либо ответ оборудования, перечисленного в п.37 Правил: модем, факс, автоответчик, иное оборудование, заменяющее пользователя в его отсутствие и обеспечивающее и (или) имитирующее обмен информацией. Сообщение оборудования оператора, о том, что абонент недоступен, и подобные сообщения не являются ответом оборудования вызываемого абонента", - говорит Александр Титов. По словам юриста, отрицательное для оператора решение суда может остановить других участников рынка от необоснованного взимания платы с абонентов.
Старший партнер юридической компании "Катков и партнеры" Павел Катков считает, что ключевым в данном деле станет установление судом факта наличия либо отсутствия в договоре оператора с абонентом условий о данной услуге. "При этом договор может содержать оговорки о возможности введения новых услуг, а также изменения условий их оказания, посредством информирования абонента. Если это так, в случае доказывания надлежащего информирования потребителя, шансы ответчика возрастут", - говорит Павел Катков.
Главным негативным последствием для оператора, по словам Павла Каткова, может стать решение о возврате абонентам потраченных сумм. "Будучи относительно незначительными для одного абонента, масштаб этих сумм в рамках абонентской базы одного оператора, не говоря о всей отрасли, может составить миллионы", - указывает Павел Катков.
Он отмечает, что в случае победы истца данное дело станет практикообразующим и со значительной долей вероятности породит попытки масштабирования его результатов в виде новых исков к остальным операторам. "С другой стороны, у нас не прецедентное право, и другой суд в других обстоятельствах может вынести иное решение", - говорит Павел Катков. Он также акцентирует внимание на том, что договоры других операторов могут быть составлены иным образом, а данное дело побудит участников рынка пересмотреть документацию при заключении договоров с абонентами.
Что касается других участников рынка, то, по словам пресс-секретаря ПАО "ВымпелКом" Анны Айбашевой, оператор не тарифицирует сообщение о недоступности клиентов.
Пресс-секретарь Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") Константин Прокшин отмечает, что Tele2 осуществляет отсчет продолжительности соединения в строгом соответствии с Правилами оказания услуг связи. А именно после установления соединения или ответа пользовательского оборудования, сигнал которого приравнивается к ответу вызываемого абонента. В ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) отказались от комментариев.
Напомним, ранее Региональная общественная организация "Центр Интернет-технологий" (РОЦИТ) выступила с обращением к операторам мобильной связи и призвала их дать разъяснение ситуации со списанием денежных средств за несовершенные звонки. В РОЦИТ уточняют, что если выяснится, что операторы действительно зарабатывают на неоказанных услугах, то организация инициирует дополнительное выяснение обстоятельств и обсуждение этой темы на площадке Государственной Думы. Причиной обращения РОЦИТ к операторам связи стала появившаяся в СМИ информация о том, что "МегаФон" начало взимать плату за звонки даже в том случае, если сам разговор не состоялся, а абонент только прослушал сообщение о недоступности вызываемого абонента.
Алла Галанова