Последний «Привет». От «Билайна»

Оператор сотовой связи «ВымпелКом» («Билайн») запустил сразу в нескольких городах своего присутствия сервис «Привет», представляющий собой услугу Ring Back Tone (RBT). В дальнейшем он станет доступен на всей территории присутствия оператора. В рамках акции по продвижению новой услуги она пока предоставляется без абонентской платы. Отметим, что другие крупные GSM-операторы Московского региона уже достаточно давно предлагают своим абонентам подобные сервисы под другими брендами, таким образом, «Билайн» стал последним игроком в этой череде.

Услуга «Привет» запущена в 14 городах Российской Федерации: Москве, Петербурге, Иваново, Костроме, Твери, Владимире, Рязани, Туле, Ставрополе, Пятигорске, Краснодаре, Екатеринбурге, Саратове и Ростове-на-Дону. В федеральном масштабе услуга «Привет» станет доступна во втором квартале 2008 года.

Напомним, что с помощью сервиса RBT абоненты сотового оператора могут заменить обычные гудки ожидания, которые слышит звонящий человек, на любимые мелодии и веселые приколы. При этом услуга «Привет» предполагает несколько режимов использования контента. Так, мелодию или шутку можно установить как для всех, кто звонит абоненту, так и для одного конкретного человека или же группы людей. Также можно назначать мелодию на определенный день или же только на определенное время.

Услуга подключается одновременно с заказом мелодии. Для ее активации абоненту нужно позвонить по бесплатному короткому номеру 0770, после чего автоматически будет установлена бесплатная стандартная мелодия, которую в любой момент можно поменять на другую мелодию или прикол из представленных в каталоге на сайте сервиса privet.beeline.ru. На данный момент каталог мелодий состоит более чем из двух тысяч единиц контента, число которых будет увеличиваться.

Директор по маркетингу массового рынка ОАО «ВымпелКом» в России Зинаида Хохлова так комментирует запуск услуги: «Данный сервис является очень популярным среди абонентов по всему миру. Проанализировав мировой опыт и текущую ситуацию на рынке, мы постарались оптимизировать процесс использования услуги. Отсутствие дополнительных действий для подключения, единоразовый платеж за выбор контента, широкий спектр возможностей по управлению – все это позволяет сделать услугу «Привет» максимально удобной, полезной и интересной для наших абонентов».

Подписавшись на услугу «Привет», абонент получает персональный аккаунт, в котором хранятся сведения о мелодиях, установленные сценарии проигрывания и так далее. Личная библиотека позволяет хранить закладки на 15 мелодий одновременно. Причем до 10 сентября 2008 года услуга «Привет» предоставляется без абонентской платы. Стоимость заказа одной дополнительной мелодии составляет 50 рублей, шутки и прикола – 30 рублей за единицу. Заказ мелодии или шутки оплачивается абонентом только один раз – непосредственно при заказе.

Напомним, что сервис Ring Back Tone уже некоторое время предоставляется другими московскими операторами. Так, ОАО «Мобильные ТелеСистемы» предлагает абонентам сервис Good`ok. Она была анонсирована в Москве на выставке «СвязьЭкспоКомм» в мае 2005 года (см. новость spbIT.ru от 12 мая 2005 г.). Тогда сообщалось, что созданный на платформе компании NEC сервис Ring Back Melody является первой услугой подобного рода, реализованной на российском GSM-пространстве. Услуга Good’ok предоставляется в московской сети МТС с 2005 года, причем с 2006 года сервис действует в коммерческой эксплуатации.

«МегаФон» реализует аналогичный сервис под брендом «При:)кол». Данный сервис существует в сети этого оператора с декабря 2006 года. Услуга предоставляется компанией «ИнКор», которая также реализует этот сервис и для некоторых других операторов, например поволжского СМАРТС.

Интересно, что в момент запуска сервиса Good`ok в коммерческую эксплуатацию в 2006 году в пресс-службе ОАО «ВымпелКом» сомневались в перспективах услуг Ring Back Tone. «Если говорить о национальном масштабе, то возможность запуска сервиса пока только рассматривается. Уже проведена серия маркетинговых исследований и ведется анализ поставщиков. Однако опыт ряда европейских стран и российских коллег показывает, что не следует ожидать такой ошеломляющей популярности RBT в России, как в азиатских странах, где был зарожден данный сервис, и инвестиции в проект могут не оправдать себя. Окончательное решение о запуске услуги RBT на территории всей страны мы сможем принять только после всестороннего изучения перспектив услуги», - отмечали на тот момент представители пресс-службы оператора. Несмотря на такую позицию, в Самаре «Билайн» предлагал абонентам сервис «Своя мелодия».

Как отмечают на данный момент в компании, у позднего запуска сервиса есть как недостатки, так и преимущества: «С одной стороны, абоненты «Билайн» позже, чем абоненты других операторов, получат возможность пользоваться услугой. С другой стороны, для оператора это хорошая возможность запустить услугу для своих абонентов с оптимальным дизайном и схемой тарификации, так как к настоящему моменту на российском рынке уже накоплен значительный опыт ее предоставления».

Сейчас игроки рынка не сомневаются в популярности услуги. Так, на днях президент ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Леонид Меламед рассказал, что ARPU абонентов сервиса Good`ok за год увеличилось в 3 раза, а также увеличилась и доля выручки по данному сервису в ее общем объеме (см. новость spbIT.ru от 7 апреля 2008 г.). В компании «ИнКор», подводя итоги 2007 года, отметили, что на 31 декабря 2007 года у сервиса «При:)кол» было 4,035 млн подписчиков в сетях различных операторов, причем динамика прироста оказалась выше запланированной в компании (см. новость дайджеста от 10 января 2008 г.). Так, в феврале 2008 года был достигнут показатель в 1 млн заказов мелодий и шуток у сервиса «При:)кол» (см. новость от 28 марта 2008 г.). По данным департамента маркетинга ИММО («Информ-мобил»), по состоянию на январь 2008 года RBT-контент компании доступен 119 млн абонентов различных сотовых операторов на территории России и за рубежом. Из них 5,2 млн покупают мультимедийный контент «Информ-мобил». Чистый прирост пользователей услуги RBT по итогам 2007 года составил 3,350 млн человек, что почти в 2 раза превышает соответствующие показатели прошлого года (в конце декабря 2007 эта цифра составила 1,810 млн человек). Таким образом, за 2007 год прирост базы абонентов RBT составил 185 % (см. новость дайджеста от 1 февраля 2008 г.).

В пресс-службе «Билайн» отмечают, что уровень знания об услуге RBT среди всех абонентов сотовой связи является очень высоким. Согласно исследованиям QuanTeq, проведенным в октябре 2007 года, уровень осведомленности среди абонентов федеральных операторов составляет от 61 до 85 % в зависимости от региона и принадлежности к оператору.

В качестве ключевых факторов успехов сервиса RBT в «Билайн» выделяют  простоту, так как услуга работает на всех моделях мобильных телефонов и для ее подключения не нужно устанавливать никакие специальные настройки. Основные интерфейсы подключения услуги и заказа контента (UIVR, WEB, SMS) также просты и удобны. Кроме того, при достижении уровня проникновения в 3-5 % набирает силу «вирусный» эффект распространения услуги. Если звонящие абоненты услышат приятную мелодию или веселую шутку вместо обычных гудков ожидания ответа, то многим из них захочется узнать об услуге больше, а затем и подключить ее себе. Также определяющим фактором для создания положительного отношения абонентов к услуге, к готовности подключить и активно заказывать новые мелодии является тарификация и структура цены на услугу.

На данный момент существуют две основные бизнес-модели предоставления услуги. В первой модели основными параметрами тарификации являются стоимость заказа контента и ежемесячная плата за продление каждой ранее заказанной мелодии. Во второй модели ежемесячная абонентская плата за подписку на услугу фиксированна и не зависит от количества заказанных мелодий; заказанные мелодии не имеют срока действия и доступны для установки вместо сигнала ожидания ответа в любое время, пока подписка активна. В «ВымпелКом» отмечают, что «согласно расчетам, в среднесрочной и долгосрочной перспективе бизнес-модель предоставления услуги RBT с абонентской платой и без сроков и стоимости продления мелодии является более выгодной для всех участников бизнес-процесса, нежели схема со сроком действия контента и ежемесячной платой за его продление. Схема тарификации с абонентской платой позволит всему рынку (и оператору, и контент-агрегатору, и контент-провайдерам, и правообладателям)  максимизировать свои доходы за счет достижения большего проникновения услуги в абонентскую базу, а также за счет увеличения частоты использования услуги или, другими словами, за счет более частых заказов контента для установки дополнительных мелодий или роликов с шутками.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: новинки сотовой связи, маркетинг, Билайн, ВымпелКом, МТС, Билайн Москва, 3G, EDGE, GPRS, GSM, тарифы МТС, тарифы МегаФон, тарифные планы, МегаФон, МегаФон Центр, WAP-портал, USSD, операторы сотовой связи Москва, сотовые операторы Москвы, сотовые операторы, мобильные операторы, мобильные операторы Москвы, сотовые абоненты, абоненты сотовой связи, тарифы Билайн, тарифы Билайн Москва, безлимитные тарифы Билайн, корпоративные тарифы Билайн, МегаФон тарифы, МТС тарифы, безлимитный МегаФон, тарифные планы Билайн, тарифные планы МегаФон, тарифные планы МТС, корпоративные тарифы МегаФон, корпоративные тарифы МТС, МегаФон Москва, МТС Москва, акция, продвижение, GPRS Internet, тарифы , SMS, Moskva, Moscow, программы лояльности, бонус