В октябре прошлого года сотовый оператор "МегаФон" провел аукцион среди крупнейших контент-провайдеров, рассказали "Ъ" несколько участников рынка. Единственным лотом аукциона была поставка в течение одного года игрового контента на эксклюзивных правах для WAP-портала оператора. "Стартовая цена лота составляла $800 тыс., с шагом в $50 тыс. контент-провайдеры дошли до суммы в $2,3 млн, победителем стала компания Next Media Group",— рассказывает президент Playfon Муслим Шортанов. Это же подтверждают руководители контент-провайдеров I-Free и Infon, не называя итоговой цены лота. В самой Next Media Group не подтверждают, но и не опровергают эту информацию, ссылаясь на соглашение о конфиденциальности. Однако источник "Ъ" сообщил, что запуск игровой зоны портала "МегаФона" в обновленном виде запланирован до конца марта.
Next Media Group создана в 2004 году путем объединения бизнесов группы частных акционеров, в том числе Тимофея Бокарева. В группу входит интернет-агентство Promo Interactive, разработчик игр для сетей мобильной связи Shamrock Games, дистрибутор мобильного контента PlayMobile, провайдер услуг мобильного интерактива Next Media Entertainment, агрегатор и сервис-провайдер Shamrock Technologies, производитель мобильного и интернет-контента Next Publishing, поставщик решений для широкополосных сетей связи Next Media Digital. По данным компании, консолидированный оборот в 2007 году составил $38 млн (после выплаты НДС), из них допуслуги в мобильной связи — 81%.
"Такая схема работы, когда оператор фактически сдает в аренду часть своего WAP-портала, в России еще не применялась,— говорит глава Infon Кирилл Шрамко.— Раньше все договоры с контент-провайдерами заключали генеральные подрядчики сотовых операторов, которые, в свою очередь, имели контракты с несколькими контент-провайдерами". Господин Шрамко добавляет, что к аналогичной схеме в нашей стране прибегают телеканалы, например MTV, а за рубежом это обычная практика для операторов сотовой связи.
Господин Шортанов из Playfon считает, что такая схема может быть интересна обеим сторонам, так как оператор сразу же получает фиксированную сумму за предоставление площадки, а контент-провайдер может эксклюзивно продвигать свой продукт. ""МегаФон" предложил интересный вариант, однако $2,3 млн это слишком большая сумма, которую вряд ли сможет окупить Next Media Group,— рассказывает господин Шортанов.— С нашей точки зрения, при цене более $1,5 млн игра не стоит свеч".
Управляющий директор I-Free Кирилл Петров также считает, что если Next Media Group заплатила такую сумму, то ей будет тяжело окупить эти вложения: "И все же, несмотря на финансовые риски, провайдер окажется в стратегическом выигрыше, так как производители контента будут охотнее с ним сотрудничать в расчете на более широкую популяризацию своих продуктов". Сотовые операторы не разглашают свои доходы от WAP-порталов, однако участники рынка считают, что чистая прибыль без учета трафика составляет $10-15 млн в год. По оценке I-Free, на игровой сегмент на WAP-площадке приходится 25-30% продаж контента. По словам источника "Ъ", знакомого с принципами работы Next Media Group, подобного рода инвестиции осуществляются в расчете на рентабельность не менее 10-15%.
По оценкам J`Son & Partners, объем российского рынка мобильного контента в прошлом году составил $420 млн, из них не менее 10-12% занял игровой сегмент. В этом году ожидается, что объем рынка составит не менее $480 млн.
В "Вымпелкоме" не планируют следовать опыту "МегаФона". Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая заявила "Ъ", что компания имеет хорошую динамику роста доходов от WAP-портала и поэтому считает более привлекательной схему разделения доходов между оператором и контент-провайдером.
Инна Ерохина